ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 марта 2014 г. № 222

Об утверждении Положения о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 22 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2017, 5/43213) <C21700022>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2020 г. № 22 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2020, 5/47688) <C22000022> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2020 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 18 января 2020 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2020 г. № 22 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2020, 5/47688) <C22000022> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2020 г. и 18 января 2020 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2021 г. № 381 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2021, 5/49228) <C22100381>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2021 г. № 694 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.12.2021, 5/49698) <C22100694>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2023 г. № 597 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.09.2023, 5/52106) <C22300597> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 15 сентября 2023 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 16 сентября 2023 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2023 г. № 597 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.09.2023, 5/52106) <C22300597> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 15 сентября 2023 г. и 16 сентября 2023 г.

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (прилагается).

2. Министерству экономики, Министерству энергетики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

17.03.2014 № 222

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением устанавливается порядок формирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, на:

природный газ, отпускаемый потребителям в Республике Беларусь газоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз» (далее – газоснабжающие организации);

сжиженный газ (за исключением газа углеводородного сжиженного для заправки автомобильного транспорта), отпускаемый потребителям в Республике Беларусь газоснабжающими организациями (далее – сжиженный газ);

электрическую энергию, отпускаемую потребителям в Республике Беларусь энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» (далее – энергоснабжающие организации);

тепловую энергию, отпускаемую потребителям в Республике Беларусь энергоснабжающими организациями.

2. Настоящее Положение разработано в целях:

обеспечения баланса интересов потребителей, газо- и энергоснабжающих организаций, республиканского унитарного предприятия «Белорусская атомная электростанция» (далее – государственное предприятие «Белорусская АЭС»);

создания условий, стимулирующих экономное расходование населением природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии;

получения необходимой прибыли для стабильного функционирования и развития газо- и энергоснабжающих организаций, государственного предприятия «Белорусская АЭС».

3. В настоящем Положении используются термины в значениях, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также следующие основные термины и их определения:

базовая цена на природный газ – денежное выражение стоимости единицы отпускаемого потребителям в Республике Беларусь природного газа в стандартных условиях давления, температуры и качества согласно техническим нормативным правовым актам, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с приобретением, распределением и продажей единицы природного газа, налоговых и неналоговых платежей (без учета налога на добавленную стоимость), предусмотренных законодательством (далее, если не определено иное, – налоговые и неналоговые платежи), а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства газоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовая цена на сжиженный газ – денежное выражение стоимости единицы отпускаемого потребителям в Республике Беларусь сжиженного газа от емкостных установок и в баллонах согласно техническим нормативным правовым актам, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с приобретением, распределением и продажей единицы сжиженного газа, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства газоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовый тариф на электрическую энергию – денежное выражение стоимости единицы отпускаемой потребителям в Республике Беларусь электрической энергии, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с производством, передачей, распределением и продажей единицы электрической энергии, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства энергоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовый тариф на тепловую энергию – денежное выражение стоимости единицы отпускаемой потребителям в Республике Беларусь тепловой энергии, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с производством, передачей, распределением и продажей единицы тепловой энергии, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства энергоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовый период – период, предшествующий расчетному периоду регулирования и равный ему по длительности;

необходимая выручка от отпуска природного и сжиженного газа – объем средств, необходимых газоснабжающим организациям для возмещения затрат, связанных с приобретением, распределением и продажей природного и сжиженного газа, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства газоснабжающих организаций;

необходимая выручка от отпуска электрической и тепловой энергии – объем средств, необходимых энергоснабжающим организациям для возмещения затрат на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства энергоснабжающих организаций;

необходимая прибыль – сумма средств, требуемых для обеспечения расширенного воспроизводства газо- и энергоснабжающих организаций и возмещения налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством из прибыли;

расчетный период регулирования – период, на который устанавливаются цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, равный календарному году;

регулируемые виды деятельности – виды деятельности, в рамках осуществления которых порядок формирования базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию устанавливается настоящим Положением;

рынок перетоков – совокупность экономических отношений между государственным производственным объединением электроэнергетики «Белэнерго» (далее – ГПО «Белэнерго»), с одной стороны, и государственным предприятием «Белорусская АЭС» и энергоснабжающими организациями, с другой стороны, по купле-продаже электрической энергии, произведенной на территории Республики Беларусь и покупаемой за ее пределами.

4. Формирование базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию осуществляется:

на основании планирования затрат по экономическим элементам и статьям их разделения по видам продукции, работ, услуг в соответствии с порядком планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по газо-, электро- и теплоснабжению, утверждаемым Министерством энергетики по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, законодательством, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, и принятой учетной политикой. Указанные затраты планируются только в отношении объемов природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии, отпускаемых потребителям на территории Республики Беларусь, и не включают затраты, связанные с оказанием услуг по передаче и (или) распределению электрической энергии, произведенной источниками энергии, принадлежащими юридическим лицам, не входящим в состав ГПО «Белэнерго», и индивидуальным предпринимателям, а также услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых этим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при производстве электрической энергии;

по согласованию с Министерством энергетики:

государственным производственным объединением по топливу и газификации «Белтопгаз» (далее – ГПО «Белтопгаз») – на природный и сжиженный газ;

ГПО «Белэнерго» – на электрическую и тепловую энергию.

При формировании базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию:

расчеты производятся ГПО «Белтопгаз» в целом по газоснабжающим организациям, ГПО «Белэнерго» – в целом по энергоснабжающим организациям на основании расчетов соответственно газо- и энергоснабжающих организаций, за исключением расчетов, указанных в пунктах 8, 13 и 19 настоящего Положения;

газо- и энергоснабжающие организации планируют свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом наиболее рационального и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Если в базовом периоде при изменении цен на приобретаемые товары и услуги, соотношения курса иностранной валюты к белорусскому рублю, конъюнктуры рынка и в иных исключительных случаях, определенных Правительством и (или) Президентом Республики Беларусь, базовые цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию не изменялись, обусловленные этим дополнительные расходы и (или) доходы учитываются при формировании базовых цен (тарифов) на расчетный период регулирования и (или) в рамках их пересмотра.

41. Затраты по экономическим элементам и статьям их разделения по видам продукции, работ, услуг, расходы, учитываемые при расчете необходимой прибыли, базового периода определяются из фактических затрат (расходов) за январь–июнь и ожидаемых затрат (расходов) за июль–декабрь базового периода.

5. Базовые цены на природный и сжиженный газ, тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются Министерством антимонопольного регулирования и торговли в начале расчетного периода регулирования и пересматриваются не более одного раза в течение расчетного периода регулирования.

6. Цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию для потребителей Республики Беларусь устанавливаются на основании базовых цен (тарифов) на указанные топливно-энергетические ресурсы.

Если цены на сжиженный газ устанавливаются для потребителей на уровне ниже базовых цен на сжиженный газ, то недополученная в связи с этим необходимая выручка от отпуска сжиженного газа подлежит компенсации за счет установления более высокого уровня цен на природный газ для потребителей.

Если тарифы на тепловую энергию устанавливаются для потребителей на уровне ниже базовых тарифов на тепловую энергию, то недополученная в связи с этим необходимая выручка от отпуска тепловой энергии подлежит компенсации за счет установления более высокого уровня тарифов на электрическую энергию для потребителей и тарифов на услуги по передаче и (или) распределению электрической энергии по электрическим сетям энергоснабжающих организаций.

Если цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию для отдельных групп потребителей устанавливаются на уровне ниже базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, то недополученная в связи с этим необходимая выручка от отпуска природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии подлежит компенсации за счет установления более высокого уровня цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию для других групп потребителей.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕН НА ПРИРОДНЫЙ И СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ

7. Исходными данными для расчета базовых цен на природный и сжиженный газ являются:

7.1. плановая структура потребления природного и сжиженного газа в Республике Беларусь, утверждаемая ГПО «Белтопгаз» по согласованию с Министерством энергетики;

7.2. плановые балансы природного и сжиженного газа, утверждаемые ГПО «Белтопгаз» по согласованию с Министерством энергетики;

7.3. планируемая цена природного газа на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией и планируемая наценка на природный газ, реализуемый открытым акционерным обществом «Газпром трансгаз Беларусь» (далее – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») потребителям в Республике Беларусь, согласованные с Министерством энергетики, Министерством антимонопольного регулирования и торговли;

7.4. планируемые цены на газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления, реализуемый газоснабжающим организациям, согласованные с Министерством антимонопольного регулирования и торговли;

7.5. уровень цен на газ для населения, установленный в соответствии с законодательством на расчетный период регулирования, а при отсутствии такого уровня цен – их планируемый уровень, определенный при формировании годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь;

7.6. планируемые ставки налогов и неналоговых платежей, доводимые Министерством финансов в рамках подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год;

7.7. плановое соотношение курса иностранной валюты к белорусскому рублю, индексы потребительских цен, цен производителей промышленной продукции, цен на строительно-монтажные работы, плановый темп роста номинальной заработной платы и другие параметры, доводимые Министерством экономики в рамках разработки годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

8. Базовые цены на природный и сжиженный газ рассчитываются путем отношения необходимой выручки газоснабжающих организаций от отпуска природного и сжиженного газа к плановому объему отпуска потребителям природного и сжиженного газа и устанавливаются на:

8.1. природный газ – за 1000 куб. метров исходя из суммарной необходимой выручки от отпуска природного газа по газоснабжающим организациям для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и для физических лиц;

8.2. сжиженный газ – за 1 тонну:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – исходя из необходимой выручки от отпуска сжиженного газа данной категории потребителей по газоснабжающей организации;

для физических лиц от резервуарных установок, в баллонах весом 21 кг (50 л), в малолитражных баллонах (весом 0,4 кг (1 л), 2 кг (5 л), 5 кг (12 л), 11,4 кг (27 л) – исходя из суммарной необходимой выручки от отпуска сжиженного газа данной категории потребителей по газоснабжающим организациям.

Плановый объем отпуска потребителям природного и сжиженного газа определяется в соответствии с плановой структурой потребления природного и сжиженного газа.

9. Необходимая выручка от отпуска природного и сжиженного газа:

9.1. формируется газоснабжающими организациями в целом по регулируемым видам деятельности, в том числе по видам газа и категориям потребителей:

9.1.1. от отпуска природного газа:

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

физическим лицам;

9.1.2. от отпуска сжиженного газа:

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

физическим лицам, отпуск сжиженного газа которым производится от резервуарных установок;

физическим лицам, отпуск сжиженного газа которым производится в баллонах весом 21 кг (50 л);

физическим лицам, отпуск сжиженного газа которым производится в малолитражных баллонах;

9.2. включает планируемые на расчетный период регулирования:

9.2.1. затраты, связанные с приобретением, распределением и продажей природного и сжиженного газа, в том числе:

себестоимость отпускаемого природного и сжиженного газа;

управленческие расходы, относимые на стоимость отпускаемого природного и сжиженного газа.

Планирование данных затрат осуществляется с учетом установленных норм и нормативов таких затрат, анализа уровня затрат базового периода, плановых индексов цен на расчетный период регулирования.

Разделение затрат по регулируемым видам деятельности и категориям потребителей производится в соответствии с подпунктом 9.1 настоящего пункта;

9.2.2. необходимую прибыль от отпуска природного и сжиженного газа по регулируемым видам деятельности и категориям потребителей, перечисленным в подпункте 9.1 настоящего пункта, исходя из нормативов рентабельности, определенных в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

10. Планируемая на расчетный период регулирования себестоимость отпускаемого природного и сжиженного газа включает:

10.1. затраты на оплату покупного природного и сжиженного газа, в том числе технологические потери, планируемые исходя из:

расчетных объемов покупки природного и сжиженного газа, определяемых в соответствии с плановыми балансами природного и сжиженного газа;

планируемой цены природного газа на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией и планируемой наценки на природный газ, реализуемый ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» потребителям в Республике Беларусь;

планируемых цен на газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления, реализуемый газоснабжающим организациям, и транспортно-экспедиционных расходов на доставку сжиженного газа до газонаполнительных станций в случае, если такие расходы не включены в планируемые цены на газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления;

10.2. эксплуатационные затраты, планируемые в соответствии с частью второй подпункта 9.2.1 пункта 9 настоящего Положения с учетом влияния на их величину изменения объемных показателей, протяженности газовых сетей, количества потребителей и газифицированных квартир, в том числе:

10.2.1. материальные затраты, рассчитываемые в соответствии с законами Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» и от 4 января 2003 г. № 176-З «О газоснабжении» с учетом затрат на:

сырье и материалы, запасные части, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, горюче-смазочные материалы и другие материальные ресурсы, рассчитываемых исходя из планов технического переоснащения и повышения качества обслуживания систем газоснабжения, норм расхода материалов, затрат на эти цели в базовом периоде и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

топливно-энергетические ресурсы (газ, электрическая и тепловая энергия), потребленные для основных и вспомогательных нужд газоснабжающих организаций, рассчитываемых исходя из установленных норм их расхода и планируемых цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы;

услуги производственного характера, рассчитываемых исходя из планов технического переоснащения и повышения качества обслуживания систем газоснабжения, затрат на эти цели в базовом периоде и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

10.2.2. исключен;

10.2.3. затраты на оплату труда, относимые на себестоимость в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и отчетности, и учетной политикой газоснабжающих организаций, рассчитываемые с учетом нормативов численности газоснабжающих организаций, норм законодательства о труде, затрат на эти цели в базовом периоде, планового темпа роста номинальной заработной платы на расчетный период регулирования;

10.2.4. отчисления на социальные нужды, рассчитываемые исходя из размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», и затрат на оплату труда, относимых на себестоимость природного и сжиженного газа;

10.2.5. амортизацию основных средств и нематериальных активов;

10.2.6. прочие затраты, в том числе:

налоги, сборы (пошлины), включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь;

расходы на оплату услуг банков, отделений связи и других организаций, осуществляющих прием платежей от населения за потребленный газ;

взносы по видам обязательного и добровольного страхования, уплачиваемые в соответствии с законодательством;

затраты на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, пожарных аварийно-спасательных служб, командировочные расходы и иные затраты.

11. Управленческие расходы включают затраты на содержание управленческого персонала и хозяйственных служб газоснабжающих организаций, амортизацию, ремонт и эксплуатацию основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, целевые отчисления газоснабжающих организаций на финансирование расходов на создание и содержание государственного учреждения «Государственный энергетический и газовый надзор», консультационные, информационные, аудиторские услуги и другие аналогичные по назначению затраты. Затраты по экономическим элементам управленческих расходов планируются аналогично затратам по соответствующим элементам себестоимости, указанным в подпунктах 10.2.1, 10.2.3–10.2.6 пункта 10 настоящего Положения.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

12. Исходными данными для расчета базовых тарифов на электрическую и тепловую энергию являются:

12.1. плановая структура полезного отпуска электрической и тепловой энергии, утверждаемая ГПО «Белэнерго» по согласованию с Министерством энергетики;

12.2. плановый баланс электрической и тепловой энергии, утверждаемый ГПО «Белэнерго» по согласованию с Министерством энергетики и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации;

12.3. планируемая цена природного газа, отпускаемого газоснабжающими организациями, согласованная с Министерством антимонопольного регулирования и торговли;

12.31. планируемый тариф на электрическую энергию, отпускаемую государственным предприятием «Белорусская АЭС», согласованный с Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

По запросу Министерства антимонопольного регулирования и торговли Министерство энергетики обеспечивает согласование параметров для расчета тарифа на электрическую энергию, отпускаемую государственным предприятием «Белорусская АЭС», с органами государственного управления, в компетенцию которых входит их определение;

12.4. уровень тарифов на энергию для населения, установленный в соответствии с законодательством на расчетный период регулирования, а при отсутствии такого уровня тарифов – их планируемый уровень, определенный при формировании годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь;

12.5. планируемые ставки налогов и неналоговых платежей, доводимые Министерством финансов в рамках разработки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год;

12.6. плановое соотношение курса иностранной валюты к белорусскому рублю, индексы потребительских цен, цен производителей промышленной продукции, цен на строительно-монтажные работы, плановый темп роста номинальной заработной платы и другие параметры, доводимые Министерством экономики в рамках подготовки годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

13. Базовые тарифы на электрическую и тепловую энергию рассчитываются путем отношения необходимой выручки энергоснабжающих организаций от отпуска электрической и тепловой энергии к плановому объему отпуска потребителям электрической и тепловой энергии и устанавливаются на:

13.1. электрическую энергию – за 1 кВт·ч исходя из общей необходимой выручки от отпуска электрической энергии по энергоснабжающим организациям;

13.2. тепловую энергию – за 1 Гкал исходя из необходимой выручки от отпуска тепловой энергии по энергоснабжающей организации.

Плановый объем отпуска потребителям электрической и тепловой энергии определяется в соответствии с плановой структурой отпуска электрической и тепловой энергии.

14. Необходимая выручка от отпуска электрической и тепловой энергии:

14.1. формируется энергоснабжающими организациями в целом по регулируемым видам деятельности, в том числе от отпуска электрической и тепловой энергии;

14.2. включает планируемые на расчетный период регулирования:

14.2.1. затраты на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, в том числе:

себестоимость полезного отпуска электрической и тепловой энергии;

управленческие расходы, относимые на стоимость полезного отпуска электрической и тепловой энергии.

Разделение затрат по регулируемым видам деятельности производится в соответствии с подпунктом 14.1 настоящего пункта;

14.2.2. необходимую прибыль от отпуска электрической и тепловой энергии по регулируемым видам деятельности в соответствии с подпунктом 14.1 настоящего пункта исходя из нормативов рентабельности, определенных в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

15. Расчет себестоимости электрической и тепловой энергии осуществляется на основании плановых балансов электрической и тепловой энергии на расчетный период регулирования.

При формировании плановых балансов электрической и тепловой энергии ГПО «Белэнерго» исходя из необходимого уровня загрузки генерирующего оборудования государственного предприятия «Белорусская АЭС» и экономической целесообразности выработки электрической энергии на собственных источниках энергоснабжающих организаций определяется необходимый объем покупки электрической энергии на рынке перетоков, который доводится до энергоснабжающих организаций.

При этом ГПО «Белэнерго»:

формируется общий плановый объем покупной электрической энергии на расчетный период регулирования исходя из объемов покупки электрической энергии от государственного предприятия «Белорусская АЭС», источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО «Белэнерго», и индивидуальным предпринимателям, импорта электрической энергии, а также объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства, без учета дополнительной выработки электрической энергии энергоснабжающими организациями для ее передачи на рынок перетоков;

определяется плановый объем дополнительной выработки электрической энергии для ее передачи на рынок перетоков исходя из необходимых объемов покупки электрической энергии на рынке перетоков, планового объема покупки электрической энергии от государственного предприятия «Белорусская АЭС» и планового объема импорта электрической энергии, которые доводятся до энергоснабжающих организаций;

согласовывается плановый объем импорта электрической энергии с Министерством энергетики.

Энергоснабжающими организациями плановый объем покупной электрической энергии рассчитывается исходя из планового объема покупки электрической энергии на рынке перетоков, доведенного ГПО «Белэнерго», планового объема покупки электрической энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО «Белэнерго», и индивидуальным предпринимателям, а также объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства.

16. Планируемая на расчетный период регулирования себестоимость электрической и тепловой энергии включает:

16.1. переменные затраты, в том числе:

16.1.1. затраты на топливо на технологические цели, рассчитываемые исходя из:

установленных норм расхода условного топлива на отпуск с шин 1 кВт·ч электрической энергии и отпуск с коллекторов 1 Гкал тепловой энергии;

плановой структуры расхода топлива на технологические цели;

планируемых цен на топливо;

физического метода распределения расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки такой энергии;

16.1.2. затраты на покупную энергию, рассчитываемые ГПО «Белэнерго» в целом по энергоснабжающим организациям исходя из плановых:

объемов покупки электрической энергии от государственного предприятия «Белорусская АЭС» в соответствии с плановым балансом электрической и тепловой энергии по планируемым тарифам;

объемов импортируемой электрической энергии в соответствии с плановым балансом электрической и тепловой энергии по планируемым тарифам на импортируемую электрическую энергию;

комиссионных расходов на покупку электрической энергии на рынке перетоков;

объемов покупки электрической и тепловой энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО «Белэнерго», и индивидуальным предпринимателям, по планируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством и (или) договорами;

объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства, по плановой себестоимости.

Энергоснабжающие организации планируют затраты на покупную энергию исходя из плановых:

объемов покупки и тарифов на электрическую энергию на рынке перетоков, доведенных ГПО «Белэнерго»;

комиссионных расходов на покупку электрической энергии на рынке перетоков;

объемов покупки электрической и тепловой энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО «Белэнерго», и индивидуальным предпринимателям, по планируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством и (или) договорами;

объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства, по плановой себестоимости;

16.2. условно постоянные затраты, в том числе:

16.2.1. затраты на эксплуатационно-ремонтное обслуживание, рассчитываемые с учетом затрат на:

сырье и материалы, запасные части, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и другие материальные ресурсы, используемые для эксплуатации основных средств в соответствии с нормами и нормативами их расходования и плановым индексом цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

услуги производственного характера сторонних организаций, связанные с эксплуатацией основных средств, рассчитываемых исходя из затрат на эти цели в базовом периоде и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

ремонт основных средств, определяемых в соответствии с графиками ремонтов, составляемыми с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы энергетического оборудования, и плановым индексом цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

16.2.2. затраты на топливно-энергетические ресурсы, приобретаемые для хозяйственных нужд у сторонних организаций, рассчитываемые с учетом:

установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов, потребляемых для хозяйственных нужд;

планируемых цен на энергоресурсы, отпускаемые сторонними организациями;

16.2.3. затраты на транспортировку тепловой энергии по сетям других юридических лиц (включаются в себестоимость тепловой энергии), рассчитываемые исходя из плановых объемов передачи тепловой энергии и планируемых тарифов, формируемых в установленном порядке;

16.2.4. затраты на оплату труда, относимые на себестоимость в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и отчетности, и учетной политикой энергоснабжающих организаций, рассчитываемые с учетом нормативов численности энергоснабжающих организаций, норм законодательства о труде, затрат на эти цели в базовом периоде, планового темпа роста номинальной заработной платы на расчетный период регулирования;

16.2.5. отчисления на социальные нужды, рассчитываемые исходя из размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Законом Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», и затрат на оплату труда, относимых на себестоимость электрической и тепловой энергии;

16.2.6. амортизацию основных средств и нематериальных активов;

16.2.7. прочие затраты, в том числе:

налоги, сборы (пошлины), включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь;

взносы по видам обязательного и добровольного страхования, уплачиваемые в соответствии с законодательством;

оплату услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых энергоснабжающим организациям, по планируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, связи, командировочные расходы и иные затраты;

16.3. налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, приходящиеся на освобождаемые от налога на добавленную стоимость обороты по реализации тепловой энергии.

17. Управленческие расходы включают затраты на содержание управленческого персонала и хозяйственных служб энергоснабжающих организаций, амортизацию, ремонт и эксплуатацию основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, вневедомственную охрану, содержание пожарных аварийно-спасательных служб, оплату услуг банков, отделений связи и других организаций, осуществляющих прием платежей от населения за потребленную энергию, оплату управленческих услуг ГПО «Белэнерго», целевые отчисления энергоснабжающих организаций на финансирование расходов на создание и содержание государственного учреждения «Государственный энергетический и газовый надзор», информационные, аудиторские и другие аналогичные по назначению затраты. Затраты по экономическим элементам управленческих расходов планируются аналогично затратам по соответствующим элементам себестоимости, указанным в подпунктах 16.2.1, 16.2.2, 16.2.4–16.2.7 пункта 16 настоящего Положения.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ПРИБЫЛИ ГАЗО- И ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

18. Необходимая прибыль формируется по регулируемым видам деятельности газо- и энергоснабжающих организаций.

19. Исходя из необходимой прибыли определяется норматив рентабельности по:

19.1. природному и сжиженному газу – как отношение необходимой прибыли от отпуска природного и сжиженного газа к затратам на приобретение и отпуск природного и сжиженного газа, в том числе по:

природному газу и сжиженному газу, отпускаемому населению, – в целом по газоснабжающим организациям;

сжиженному газу, отпускаемому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, – по каждой газоснабжающей организации;

19.2. электрической и тепловой энергии – как отношение необходимой прибыли от отпуска электрической и тепловой энергии к затратам на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, в том числе по:

19.2.1. электрической энергии – в целом по энергоснабжающим организациям;

19.2.2. тепловой энергии – по каждой энергоснабжающей организации.

20. При расчете необходимой прибыли газо- и энергоснабжающих организаций учитываются расходы на:

20.1. обслуживание кредитов (займов), необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала;

20.2. стимулирующие и компенсирующие выплаты, иные выплаты, предусмотренные коллективными договорами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, рассчитываемые исходя из планируемого на расчетный период регулирования финансового состояния газо- и энергоснабжающих организаций, а также расходов на эти цели в базовом периоде, планового темпа роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на расчетный период регулирования;

20.3. обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемые в соответствии с Законом Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», от стимулирующих, компенсирующих выплат, иных выплат, предусмотренных локальными правовыми актами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения;

20.4. содержание структурных подразделений, деятельность которых связана с обслуживанием основного производства, по перечню таких структурных подразделений, утверждаемому Министерством энергетики по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, рассчитываемые исходя из планируемого на расчетный период регулирования финансового состояния газо- и энергоснабжающих организаций с учетом расходов на эти цели в базовом периоде и индекса потребительских цен на расчетный период регулирования;

20.5. формирование резервных фондов в соответствии с Положением о резервном фонде заработной платы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 605, и другими нормативными правовыми актами;

20.6. консервацию основных средств, используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, в соответствии с законодательством;

20.61. проведение демонтажа объектов основных средств в соответствии с графиком, согласованным Министерством энергетики;

20.62. разработку (корректировку) схем газо- и энергоснабжения городов и населенных пунктов;

20.7. инвестиции, включая создание, приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств и нематериальных активов, определяемые в соответствии с инвестиционными программами газо- и энергоснабжающих организаций, предусматривающими мероприятия по модернизации таких организаций и повышению энергоэффективности в рамках реализации требований законодательства об энергосбережении.

Расходы на инвестиции, учитываемые при формировании необходимой прибыли, определяются с учетом использования на эти цели в расчетном периоде регулирования амортизации, кредитных ресурсов, средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, других финансовых источников;

20.8. формирование государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

20.9. погашение займов и кредитов, полученных для реализации инвестиционных программ газо- и энергоснабжающих организаций, и процентов по ним, рассчитываемые исходя из задолженности по кредитам и займам на начало расчетного периода регулирования и планируемого привлечения кредитов и займов в расчетном периоде с учетом выделения на эти цели амортизации, средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;

20.10. пополнение оборотного капитала;

20.11. уплату отчислений в связи с вхождением в состав государственного объединения (при наличии соответствующего обязательства);

20.12. уплату налога на прибыль;

20.13. перечисление в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития»;

20.14. прочие экономически обоснованные расходы.

21. Необходимая прибыль на расчетный период увеличивается (уменьшается) на сумму дополнительных расходов (доходов), указанных в части третьей пункта 4 настоящего Положения.

Увеличение необходимой прибыли, предусмотренное в настоящем пункте, возможно по согласованному с Министерством антимонопольного регулирования и торговли графику в течение нескольких расчетных периодов регулирования.