ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 мая 2017 г. № 597
О проведении государственных закупок медицинских изделий
Изменения и дополнения:
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 1194 <U617e2869>;
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 1186 <U621e3352>
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 494, Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446, и с целью повышения эффективности проведения процедур государственных закупок, а также усиления контроля за их проведением ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Комплекс дополнительных мер по профилактике коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок медицинских изделий (прилагается).
11. Утвердить прилагаемый Комплекс дополнительных мер по профилактике коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок медицинских изделий.
2. Установить, что:
2.1. после поступления утвержденных в установленном порядке заявок на закупку медицинских изделий организатором:
в течение 15 рабочих дней проводится обобщение направленных заказчиками заявок на закупку, разрабатываются документы по процедуре государственной закупке;
размещаются документы по процедуре государственной закупки одновременно с приглашением в открытом доступе на электронной торговой площадке, а по закупке из одного источника направляются потенциальным поставщикам на основании изучения конъюнктуры рынка;
2.2. при осуществлении государственных закупок медицинских изделий организатор определяет вид применяемой процедуры государственной закупки;
2.2. исключен;
2.3. исключен;
2.5. организатор при проведении процедур государственных закупок в обязательном порядке проводит анализ стоимости приобретаемых медицинских изделий по сравнению с архивными ценами на ранее закупаемые изделия либо с аналогичными товарами, а также с учетом сведений о стоимости аналогичных товаров в странах ближнего и дальнего зарубежья;
2.6. организатор в срок не более 10 рабочих дней с даты принятия решения о признании участника победителем процедуры государственной закупки проводит переговоры по снижению стоимости медицинских изделий с победителями процедур государственных закупок с учетом маркетинговых исследований, указанных в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего приказа;
2.7. по итогам переговоров, указанных в подпункте 2.6 пункта 2 настоящего приказа, организатор в течение 3 рабочих дней направляет заказчикам результаты проведенной процедуры государственной закупки для принятия решения с учетом финансирования, предусмотренного годовым планом государственных закупок (далее – План) заказчика;
2.8. в срок не более 5 рабочих дней с даты получения от организатора информации о проведенной процедуре государственной закупки заказчики направляют организатору согласование ее результатов с подтверждением наличия финансирования такой закупки с учетом Плана или иное решение. В случае неполучения ответа в срок, установленный настоящим подпунктом, организатор принимает решение об отмене процедуры закупки в связи с утратой необходимости приобретения;
2.9. не допускается согласование экспертного заключения лицами, не входящими в состав экспертной комиссии;
2.10. заказчики производят организатору плату за проведение процедур государственных закупок:
на основании договоров поставки или комиссии, подписываемых организатором и заказчиками в случае заключения организатором договоров с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника);
на основании заключаемых между заказчиками и организатором договоров возмездного оказания услуг по организации и проведению процедур закупок до передачи организатором заказчикам документов с результатами процедур государственных закупок в случаях, если:
организаторы предоставляют заказчикам результаты процедуры государственной закупки для заключения последними договоров на государственную закупку с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника);
по инициативе заказчиков отменены процедуры государственных закупок;
участник-победитель не определен (подано только одно предложение (за исключением процедуры закупки из одного источника), не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку);
2.11. плата за услуги, предусмотренные в абзаце третьем подпункта 2.10 настоящего пункта, определяется организатором исходя из размера его экономически обоснованных затрат (в пределах рентабельности, установленной законодательством) и подлежит согласованию с Министерством здравоохранения.
В случае, предусмотренном абзацем вторым подпункта 2.10 настоящего пункта, размер:
оптовой надбавки по договорам поставки определяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
вознаграждения организатора по договорам комиссии определяется исходя из размера планируемых расходов организатора на основании калькуляции расходов, в которые включаются заработная плата и начисления на нее, расходные материалы и предметы снабжения, транспортные услуги, командировочные, услуги связи, коммунальные услуги, ремонт оборудования и инвентаря, текущий ремонт зданий и замена оборудования, прочие текущие расходы, амортизационные отчисления с рентабельностью до 5 процентов.
3. Генеральному директору производственно-торгового республиканского унитарного предприятия «Белмедтехника», директору республиканского унитарного предприятия «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении»:
3.1. проводить выборочный мониторинг по соответствию предложений участников-победителей документам и информации, содержащимся в регистрационных досье на соответствующие медицинские изделия, а также (при необходимости с привлечением экспертов, проводивших оценку предложений процедур государственных закупок) поставленного товара заявленным техническим характеристикам, результаты которого оформляются заключением ответственного лица;
3.2. установить персональную ответственность работников предприятий за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, предусмотренных в подпункте 3.1 настоящего пункта.
4. Установить, что персональную ответственность несут:
4.1. председатель и члены комиссии по определению первоочередных закупок Министерства здравоохранения за:
нарушение порядка определения победителя процедуры государственной закупки, предусмотренного законодательством и документами по процедуре государственной закупки;
несоблюдение иных требований, установленных о государственных закупках;
4.2. эксперты-разработчики, а также главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения, главный хирург, главный акушер-гинеколог, главный педиатр, главный нарколог, главный реабилитолог-эксперт Главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения при подготовке заявок на закупку (описания потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки) (далее – показатели (характеристики)) за:
ненадлежащее качество и необоснованность включаемых показателей (характеристик);
указание показателей (характеристик), определяющих принадлежность приобретаемого предмета государственной закупки, поставляемого или реализуемого иным способом одним поставщиком;
несоблюдение иных требований, установленных законодательством о государственных закупках;
4.3. председатели и члены экспертных комиссий за:
несоблюдение установленных сроков рассмотрения и экспертной оценки предложений участников процедур государственных закупок;
ненадлежащее качество и необъективность в подготовке экспертного заключения, а также составление экспертного заключения, явившегося основанием для принятия неправомерного решения комиссией, созданной в порядке, установленном законодательством, для проведения процедур государственных закупок;
4.4. председатель и члены комиссии заказчиков (организаторов) по организации и проведению процедур государственных закупок за:
нарушение порядка допуска участников к процедуре государственной закупки, в том числе отказ в допуске по основаниям, не предусмотренным законодательством, документами по процедуре государственной закупки;
предъявление к участникам процедуры государственной закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документами по процедуре государственной закупки;
нарушение порядка определения победителя процедуры государственной закупки, предусмотренного законодательством и документами по процедуре государственной закупки;
нарушение сроков рассмотрения предложений участников процедуры государственной закупки, установленных законодательством;
несоблюдение иных требований, установленных законодательством о государственных закупках;
4.5. работники заказчиков (организаторов) за:
нарушение порядка выбора вида процедуры государственной закупки;
нарушение порядка и сроков размещения информации о процедуре государственной закупки и ее результатах на официальном сайте в установленном порядке, а также размещение указанной информации с нарушением требований законодательства;
нарушение сроков заключения договора на поставку товаров, уклонение от заключения договора на поставку предмета государственной закупки;
изменение условий договора на поставку предмета государственной закупки, в том числе увеличение цены предмета договора, если изменение таких условий не предусмотрено законодательством;
некачественно проведенную проверку соответствия участников требованиям к составу участников и (или) требованиям к квалификационным данным участников, если это предусмотрено документами по процедуре государственной закупки, либо предоставление недостоверных сведений о такой проверке;
несоблюдение иных требований, установленных законодательством о государственных закупках.
5. Начальникам управлений здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранению Мингорисполкома, руководителям государственных организаций, подчиненных Министерству здравоохранения:
5.1. ознакомить работников с настоящим приказом;
5.2. актуализировать локальные нормативные правовые акты, предусматривающие установление персональной ответственности;
5.3. принять иные меры, направленные на неукоснительное соблюдение законодательства о государственных закупках и профилактику коррупционных нарушений в области государственных закупок.
6. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.06.2013 № 724 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения»;
приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.2017 № 18 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинских изделий»;
пункт 1 приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.11.2013 № 1166 «Об усилении ответственности при проведении государственных закупок».
7. Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания.
Настоящий приказ не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры на поставку товаров заключены до вступления в силу настоящего приказа. Процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия решения заказчика (организатора) о ее проведении.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курации.
Министр | В.А.Малашко |
| УТВЕРЖДЕНО приказ |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке планирования государственных закупок медицинских изделий за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения
1. Настоящая Инструкция регулирует порядок планирования государственных закупок и подготовки заявок на закупку медицинских изделий, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения.
2. Термины используются в значении, определенном в Законе Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1971), Указе Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».
3. Для планирования организации проведения государственных закупок медицинских изделий за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения, управления здравоохранения областных исполнительных комитетов, комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также государственные организации, подчиненные Министерству здравоохранения, с учетом планируемого финансирования, ежегодно до 1 апреля предшествующего года направляют в производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника» (далее – организатор) заявки о потребности в медицинских изделиях по форме согласно приложению к Инструкции.
На основании поступивших заявок о потребности в медицинских изделиях организатор формирует проект годового плана государственных закупок медицинских изделий Министерства здравоохранения (далее – План) на следующий год и до 1 июня предшествующего года представляет его в Министерство здравоохранения.
4. После принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с размером средств, предусмотренных на эти цели в указанном законе (в IV квартале предшествующего года), осуществляется утверждение Плана приказом Министерства здравоохранения с последующим размещением на официальном сайте в порядке, установленном законодательством.
5. В целях рационального расходования бюджетных средств, выделяемых Министерству здравоохранения в установленном порядке для проведения оперативной и квалифицированной оценки необходимости и целесообразности проведения государственных закупок, вопросы таких закупок медицинских изделий рассматриваются комиссией по определению первоочередных государственных закупок Министерства здравоохранения. Для участия в работе комиссии в качестве наблюдателей приглашаются представители Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
6. Работа по подготовке заявок на закупку медицинских изделий проводится в течение месяца после утверждения Министерством здравоохранения Плана.
При необходимости в случае реализации долгосрочных программ, а также исполнения поручений Правительства или Главы государства, содержащих мероприятия по закупке медицинских изделий, с установленными сроками исполнения допускается разработка заявок на закупку и проведение процедур государственных закупок медицинских изделий до утверждения Плана либо внесения изменений в План в установленном порядке.
7. Для разработки заявок на закупку медицинских изделий с описанием потребительских, технических и экономических показателей, в том числе определения ориентировочной стоимости, создаются комиссии, состоящие из экспертов-разработчиков в количестве не менее 2 человек. По результатам работы комиссии заявки на закупку согласовываются главными внештатными (штатными) специалистами Министерства здравоохранения по направлениям деятельности.
Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара и его производителя или поставщика.
Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова «или аналог». Исключение составляют случаи, когда использование аналогов недопустимо в целях обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами.
Описание может включать технические спецификации, планы, чертежи и эскизы.
При необходимости заказчик может установить требования к гарантийному сроку, к обучению лиц, использующих товар.
8. В случае закупок медицинских изделий, ориентировочная стоимость закупки которых превышает 50 000 базовых величин или 5000 базовых величин за единицу изделия, с целью обеспечения равных возможностей для участия в процедурах закупки, создания конкурентной среды и исключения предпосылок возникновения тенденциозности Министерством здравоохранения при составлении заявок проводятся общественные обсуждения с приглашением известных производителей или их представителей, за исключением случаев осуществления закупок по типовым заявкам, включенным в республиканский реестр типовых заявок. Информация о проведении общественного обсуждения публикуется в открытом доступе в сети Интернет.
9. До вынесения на рассмотрение комиссии по определению первоочередных закупок Министерства здравоохранения проекты заявок на закупку медицинских изделий Министерством здравоохранения направляются:
9.1. в республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (далее – РУП «ЦЭИЗ») для определения специалистами данного предприятия совместно с экспертами-разработчиками в срок не более 10 рабочих дней с момента получения указанных документов:
наличия соответствующих заявке на закупку зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделий (наименование моделей, производителей (изготовителей)) и обоснованности предъявляемых к предмету закупки требований, характеристик, схем и методов применения;
соответствия Республиканскому формуляру медицинских изделий;
наличия рекламаций на качество планируемых к закупке изделий, приостановки или аннулирования действия регистрационных удостоверений и других выявленных фактах нарушений обращения медицинских изделий;
9.2. организатору вместе с результатами РУП «ЦЭИЗ» для определения совместно с экспертами-разработчиками в срок не более 10 рабочих дней с момента получения указанных документов:
соответствия типовым заявкам, включенным в республиканский реестр типовых заявок (при наличии типовых заявок);
формирования лотов процедур государственных закупок в соответствии с требованиями законодательства;
расчетных ориентировочных цен процедур государственных закупок на основании маркетинговых исследований стоимости медицинских изделий по соответствующим лотам ранее проводимых процедур, а также закупок в странах ближнего и дальнего зарубежья.
10. По результатам проведенных работ в соответствии с пунктом 9 настоящего приказа эксперты-разработчики вносят заявки на закупку в комиссию по определению первоочередных закупок Министерства здравоохранения для рассмотрения, определения начальной цены процедуры государственной закупки и утверждения.
11. Министерство здравоохранения направляет организатору для организации и проведения процедур государственных закупок утвержденные заявки на закупку и протоколы комиссии по определению первоочередных закупок Министерства здравоохранения, содержащие начальные цены процедур государственных закупок.
| УТВЕРЖДЕНО Приказ 16.10.2017 № 1194 |
Комплекс дополнительных мер
по профилактике коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок медицинских изделий
1. Настоящий комплекс дополнительных мер разработан с целью снижения коррупционных рисков, соблюдения принципов и правил осуществления закупок медицинских изделий, а также обеспечения прозрачности и законности их проведения.
2. Термины используются в значении, определенном в Законе Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1971), Указе Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».
Под аффилированным лицом потенциального участника понимается любое физическое или юридическое лицо, которое имеет право определять решения и (или) оказывать влияния на принимаемые данным потенциальным участником решения, в том числе в силу сделки, совершенной в письменной форме, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении которого данный потенциальный участник имеет такое право.
3. При организации и проведении закупок в части должного анализа предложений и квалификационных данных участников, исключения формализма, волокиты, а также мотивации по эффективному расходованию бюджетных средств, обеспечению добросовестной конкуренции организатор:
3.1. разрабатывает и обновляет типовые аукционные документы, в состав которых включаются в том числе требования:
о наличии в составе предложения участника обязательства о предоставлении документального обоснования стоимости медицинских изделий, содержащихся в предложении;
о предоставлении в составе предложения участника обязательств об отсутствии сговора с иными участниками процедуры закупки либо его части (лота);
3.2. проводит анализ поступивших экспертных заключений на наличие ошибок (в части соблюдения методики экспертной оценки, оформления, номенклатуры и количества медицинских изделий, наличия обоснования оценки «0» баллов) и при необходимости возвращает экспертные заключения на доработку;
3.3. при выявлении в предложении участника (потенциального поставщика) документов либо сведений, вызывающих сомнения в их достоверности, направляет запросы в выдавшие их органы и организации с целью установления их подлинности. В случае подтверждения фактов предоставления участником (потенциальным поставщиком) недостоверных документов и сведений информирует об этом Комиссию по подготовке и проведению процедур государственных закупок медицинских изделий;
3.4. при необходимости направляет запросы в УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» по вопросам, связанным с государственной регистрацией медицинских изделий, в том числе в отношении предоставления документов, содержащихся в регистрационном досье, на товары, указанные в предложении потенциального поставщика;
3.5. по результатам проведения годовых закупок медицинских изделий составляет основной перечень импортеров (производителей и поставщиков), поставляющих и производящих медицинские изделия в республику, для последующего анализа и планирования закупок;
3.6. устанавливает механизм проведения маркетинговых исследований, переговоров с победителем по снижению цены;
3.7. разрабатывает и ведет Республиканский реестр типовых заявок на закупку медицинских изделий, в котором содержатся типовые заявки на закупку по определенным группам медицинских товаров, и размещает его на своем сайте;
3.8. размещает на своем сайте в сети интернет проекты заявок на закупку медицинских изделий, вынесенных на общественное обсуждение заказчиками, информирует об этом потенциальных производителей/поставщиков и всех заинтересованных лиц, координирует сбор поступающих замечаний и предложений для последующей передачи заказчикам и разработчикам заявок;
3.9. определяет перечень необходимых типовых заявок на закупку медицинских изделий для включения в Республиканский реестр типовых заявок на закупку медицинских изделий;
3.10. формирует и поддерживает в актуальном состоянии реестр недобросовестных поставщиков (для использования при закупках медицинских изделий), вносит предложения по критериям помещения компаний в данный реестр, а также ограничений при участии в процедурах государственных закупок;
3.11. формирует, размещает на своем официальном интернет-сайте и поддерживает в актуальном состоянии реестр аффилированных лиц (для использования при закупках медицинских изделий) на основании следующих предполагаемых признаков аффилированности:
3.11.1. юридические лица, возглавляемые одним и тем же физическим лицом либо имеющие одного и того же учредителя;
3.11.2. юридическое или физическое лицо является акционером другого юридического лица;
3.11.3. юридическое лицо, связанное с другим юридическим лицом договором, в соответствии с которым первое из них праве принимать решения, обязательные к исполнению вторым юридическим лицом, и т.д.
При проведении процедуры закупок:
3.11.4. подача предложений участниками с одним и тем же медицинским изделием (производитель, модель);
3.11.5. в предложениях участника сервисной организацией по проведению гарантийного обслуживания и ремонта медицинского оборудования является одно юридическое лицо и др.