ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 сентября 2008 г. № 42
Об утверждении Инструкции о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 ноября 2015 г. № 34 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/30440 от 10.12.2015 г.) <W21530440>
На основании Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2008 г. № 583 «О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве» Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр | А.И.Селезнев |
СОГЛАСОВАНО Министр экономики Н.П.Зайченко 29.08.2008 | СОГЛАСОВАНО Исполняющий обязанности И.И.Заяш 11.09.2008 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Государственного В.Н.Корешков 10.09.2008 |
|
| УТВЕРЖДЕНО Постановление 15.09.2008 № 42 |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве
1. Инструкция о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве (далее – Инструкция) определяет порядок проведения мониторинга цен (тарифов) и расчета индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также порядок взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минстройархитектуры) и с заказчиками (застройщиками) при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (за исключением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальными застройщиками), а также с подрядными организациями и организациями по производству строительных материалов и строительной индустрии независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (далее – субъекты инвестиционной деятельности в строительстве).
2. Мониторинг цен (тарифов) в строительстве осуществляется с целью обеспечения государственного регулирования ценообразования в области строительства на территории областей и города Минска (далее – регионы) и в целом по Республике Беларусь.
3. Организации по ценообразованию в строительстве согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2008 г. № 583 «О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 105, 5/27547) (далее – организации по ценообразованию в строительстве) осуществляют свою деятельность в соответствующем регионе.
4. Взаимодействие организаций по ценообразованию в строительстве с заказчиками (застройщиками) осуществляется на основе оплаты работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов).
5. Мониторинг цен (тарифов) в строительстве осуществляется на двух уровнях: республиканском и местном.
На республиканском уровне проведение мониторинга цен (тарифов) в строительстве осуществляет по поручению Минстройархитектуры республиканское унитарное предприятие «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» (далее – республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве).
На местном уровне в пределах регионов проведение мониторинга цен (тарифов) осуществляют соответствующие организации по ценообразованию в строительстве.
6. Основной задачей проведения мониторинга цен (тарифов) в строительстве является отслеживание уровня цен (тарифов) в регионах и в целом по Республике Беларусь для последующего расчета индексов цен в строительстве.
7. Представление информации для проведения мониторинга цен (тарифов) обеспечивается областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом (далее – облисполкомы и Мингорисполком) по соответствующим регионам, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по соответствующим отраслям.
8. Организации по ценообразованию в строительстве получают от организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей дополнительную информацию, необходимую для выполнения целей, предусмотренных настоящей Инструкцией, на основании запросов.
9. Взаимоотношения заказчиков (застройщиков) с организациями по ценообразованию в строительстве при выполнении работ и оказании услуг при проведении мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве осуществляются на основе договоров.
10. Проведение мониторинга цен (тарифов) является обязательным для заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительство:
с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);
за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков) – при определении стоимости строительства в порядке, установленном Минстройархитектуры.
11. Мониторингу подлежат:
11.1. цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве:
производимые в республике (непосредственно в организациях-изготовителях);
поступающие из-за пределов республики (в подрядных организациях или организациях-поставщиках);
11.2. тарифы на услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов, автотранспорта (в организациях, оказывающих данные услуги для нужд строительства и промышленности строительных материалов).
12. Организации по ценообразованию в строительстве в области мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве выполняют следующие функции:
12.1. представляют предложения по формированию нормативной и информационной базы, а также по вопросам ценовой политики в строительном комплексе региона;
12.2. во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом проводят мониторинг цен (тарифов) в строительстве, обеспечивают подготовку и передачу в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве данных для расчета индексов цен в строительстве;
12.3. осуществляют сбор исходных данных и формируют банк данных о ценах на материальные ресурсы (в организациях-изготовителях), на материалы, поступающие из-за пределов республики (в подрядных организациях или организациях-поставщиках), о тарифах на услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов, на автомобильные перевозки и тепловую энергию;
12.4. проводят анализ, обобщение и оценку полученных исходных данных, анализ состава цены (тарифа), сопоставление цен (тарифов) на аналогичные материалы, изделия и конструкции, услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов, выявление причин их расхождения и вносят предложения по упорядочению цен (тарифов);
12.5. осуществляют подготовку данных, передаваемых в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве, для расчета индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ в среднем по республике для объектов общеотраслевого назначения, индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ;
12.6. предоставляют информацию в соответствии с заключенными договорами о ежемесячных индексах изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ (в электронном виде);
12.7. при необходимости по письменному поручению Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома осуществляют выборочный анализ правильности расчетов за выполненные работы при строительстве объектов, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);
12.8. проводят изучение и анализ вопросов ценообразования в подрядных и ремонтно-строительных организациях, организациях-производителях строительных материалов, изделий и конструкций;
12.9. осуществляют сбор и анализ предложений по совершенствованию ценообразования в строительстве, порядка расчетов за выполненные работы (услуги), расширению или изменению номенклатуры отслеживаемых ресурсов и представляют эти предложения в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве;
12.10. проводят сбор, анализ и представление в органы государственного управления и в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве данных о стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в текущем уровне цен в жилых домах с различным материалом стен (кирпичных, панельных, монолитных и других);
12.11. осуществляют расчет индекса изменения стоимости затрат на содержание службы заказчика (застройщика), направляемого для утверждения в установленном порядке;
12.12. рассматривают материалы по формированию и изменению цен на материалы, изделия и конструкции организациями-производителями строительных материалов и конструкций, тарифов на услуги управлений механизации и автомобильных хозяйств с выдачей соответствующего заключения;
12.13. заключают договоры с республиканским научно-техническим центром по ценообразованию в строительстве, в том числе на расчет индексов изменения стоимости строительства.
13. Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве осуществляет:
13.1. техническое, методическое, информационное обеспечение организаций по ценообразованию в строительстве и координацию их работы;
13.2. сбор исходных данных по ценам и тарифам на железнодорожные перевозки, энергоресурсы;
13.3. анализ, обобщение и оценку полученных от организаций по ценообразованию в строительстве исходных данных, уточнение и анализ состава цены (тарифа), сопоставление цен (тарифов) на аналогичные материалы, изделия и конструкции, услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов по регионам, выявление причин их расхождения и внесение предложений по упорядочению цен (тарифов), систематизацию представленных организациями по ценообразованию в строительстве данных;
13.4. расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных и реставрационно-восстановительных работ в целом по республике, регионам, по элементам затрат (заработная плата, механизмы, транспортные расходы, материалы-представители и прочие сопутствующие строительству затраты) и представление материалов о них в Минстройархитектуры;
13.5. выборочный анализ правильности по письменному поручению Минстройархитектуры, облисполкомов и Мингорисполкома расчетов за выполненные работы при строительстве и реконструкции объектов, ремонтно-строительном и реставрационно-восстановительном производстве, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых по решению Правительства Республики Беларусь, и льготных кредитов;
13.6. консультации по применению индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ;
13.7. выпуск и распространение сборников индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ, цен и тарифов в строительстве и ремонтно-строительном производстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь (по подписке или на договорных условиях);
13.8. передачу утвержденных индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, тарифов на услуги управлений механизаций и автомобильных хозяйств, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ организациям по ценообразованию в строительстве, а также заинтересованным организациям;
13.9. рассмотрение по поручению Минстройархитектуры данных, представленных организациями по ценообразованию в строительстве, обосновывающих рост цен на материалы, изделия и конструкции организаций-производителей строительных материалов и конструкций, тарифов на услуги управлений механизации и автохозяйств свыше установленного предельного уровня, и подготовку экономического обоснования с направлением в Минстройархитектуры для принятия решения;
13.10. организацию и проведение совещаний (семинаров) по вопросам ценообразования в строительстве и ремонтно-строительном производстве и опыта работы организаций по ценообразованию в строительстве;
13.11. подготовку предложений по совершенствованию ценообразования в строительстве и ремонтно-строительном производстве, расчетов за выполненные работы и внесение предложений о расширении или изменении номенклатуры отслеживаемых ресурсов, разработке программно-технических средств;
13.12. изучение предложений и анализ вопросов ценообразования в организациях по производству строительных материалов;
13.13. совершенствование методики и программного обеспечения по расчету индексов изменения стоимости строительства и ремонтно-строительных работ;
13.14. расчет прогнозных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ.
14. Взаимоотношения республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве с организациями по ценообразованию в строительстве по выполнению работ (услуг), предусмотренных подпунктами 13.1, 13.3, 13.4, 13.6, 13.8, 13.10, 13.13 пункта 13, осуществляются на договорной основе.
15. Расчет индексов цен в строительстве осуществляется на основании информации организаций по ценообразованию в строительстве: в среднем по республике, в разрезе регионов и по элементам затрат, в том числе при необходимости по отдельным объектам.
16. Субъекты инвестиционной деятельности в строительстве представляют информацию об изменении уровня цен (тарифов) (с указанием объемов реализации продукции строительным организациям за предыдущий месяц) в организации по ценообразованию в строительстве в срок до 11-го числа каждого месяца.
17. В срок до 16-го числа каждого месяца организации по ценообразованию в строительстве осуществляют подготовку и передачу исходных данных в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве.
18. Подготовка материалов к рассмотрению и утверждению в установленном порядке индексов цен в строительстве осуществляется республиканским научно-техническим центром по ценообразованию в строительстве.
19. Представление в Минстройархитектуры рассчитанных индексов цен в строительстве производится в срок до 23-го числа каждого месяца.
Минстройархитектуры обеспечивает рассмотрение представленных материалов на Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Минстройархитектуры и Министерстве экономики в установленном порядке.
Минстройархитектуры в срок до 25-го числа каждого месяца вносит на утверждение в установленном порядке в Министерство экономики Республики Беларусь индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ в среднем по республике для объектов общеотраслевого назначения и утверждает индексы изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ.
20. Оплата работ (услуг) по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве с организациями по ценообразованию в строительстве производится от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по главам 1–9 сводных сметных расчетов в базисных ценах из резерва, предусмотренного на непредвиденные работы и затраты, с соответствующим уменьшением части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика с индексацией в текущий уровень цен, в размере:
0,07 процента – при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);
0,09 процента – при строительстве объектов, финансируемых за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков).
Перечисление средств производится ежемесячно заказчиками (застройщиками) на основании заключенных договоров на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве в установленном размере от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в текущих ценах, выполненных в отчетном месяце на расчетный (текущий) счет организации по ценообразованию в строительстве по истечении месяца, не позднее 10-го числа, следующего за отчетным.
При изменении сметной стоимости строительства окончательная сумма оплаты подлежит уточнению на основании сведений о стоимости выполненных строительно-монтажных работ по договорам подряда.
21. Ответственность за своевременность, полноту, правильность перечисления средств по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном порядке Минстройархитектуры устанавливается в договорах и возлагается на должностных лиц заказчиков (застройщиков).
22. Заказчики (застройщики) одновременно с представлением в органы Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь документов для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ обращаются в региональную организацию по ценообразованию в строительстве для проведения мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном порядке Минстройархитектуры.
Органы территориального государственного строительного надзора ежемесячно представляют организациям по ценообразованию в строительстве информацию о заказчиках (застройщиках), получивших в установленном порядке в органах государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ.
23. Заказчики (застройщики), осуществляющие строительство и ремонт объектов (кроме объектов, сооружаемых или реконструируемых для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также индивидуальными застройщиками), средства, перечисленные по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве, отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Капитальные вложения» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или счетов учета расчетов.