ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 сентября 2008 г. № 42

Об утверждении Инструкции о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 ноября 2015 г. № 34 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/30440 от 10.12.2015 г.) <W21530440>

 

На основании Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь», Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2008 г. № 583 «О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве» Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

А.И.Селезнев

 

СОГЛАСОВАНО

Министр экономики
Республики Беларусь

Н.П.Зайченко

29.08.2008

СОГЛАСОВАНО

Исполняющий обязанности
Министра финансов
Республики Беларусь

И.И.Заяш

11.09.2008

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Государственного
комитета по стандартизации
Республики Беларусь

В.Н.Корешков

10.09.2008

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства
архитектуры и строительства
Республики Беларусь

15.09.2008 № 42

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве

1. Инструкция о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве (далее – Инструкция) определяет порядок проведения мониторинга цен (тарифов) и расчета индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также порядок взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минстройархитектуры) и с заказчиками (застройщиками) при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (за исключением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполняемых для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальными застройщиками), а также с подрядными организациями и организациями по производству строительных материалов и строительной индустрии независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (далее – субъекты инвестиционной деятельности в строительстве).

2. Мониторинг цен (тарифов) в строительстве осуществляется с целью обеспечения государственного регулирования ценообразования в области строительства на территории областей и города Минска (далее – регионы) и в целом по Республике Беларусь.

3. Организации по ценообразованию в строительстве согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2008 г. № 583 «О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 105, 5/27547) (далее – организации по ценообразованию в строительстве) осуществляют свою деятельность в соответствующем регионе.

4. Взаимодействие организаций по ценообразованию в строительстве с заказчиками (застройщиками) осуществляется на основе оплаты работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов).

5. Мониторинг цен (тарифов) в строительстве осуществляется на двух уровнях: республиканском и местном.

На республиканском уровне проведение мониторинга цен (тарифов) в строительстве осуществляет по поручению Минстройархитектуры республиканское унитарное предприятие «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» (далее – республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве).

На местном уровне в пределах регионов проведение мониторинга цен (тарифов) осуществляют соответствующие организации по ценообразованию в строительстве.

6. Основной задачей проведения мониторинга цен (тарифов) в строительстве является отслеживание уровня цен (тарифов) в регионах и в целом по Республике Беларусь для последующего расчета индексов цен в строительстве.

7. Представление информации для проведения мониторинга цен (тарифов) обеспечивается областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом (далее – облисполкомы и Мингорисполком) по соответствующим регионам, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по соответствующим отраслям.

8. Организации по ценообразованию в строительстве получают от организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей дополнительную информацию, необходимую для выполнения целей, предусмотренных настоящей Инструкцией, на основании запросов.

9. Взаимоотношения заказчиков (застройщиков) с организациями по ценообразованию в строительстве при выполнении работ и оказании услуг при проведении мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве осуществляются на основе договоров.

10. Проведение мониторинга цен (тарифов) является обязательным для заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительство:

с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);

за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков) – при определении стоимости строительства в порядке, установленном Минстройархитектуры.

11. Мониторингу подлежат:

11.1. цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве:

производимые в республике (непосредственно в организациях-изготовителях);

поступающие из-за пределов республики (в подрядных организациях или организациях-поставщиках);

11.2. тарифы на услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов, автотранспорта (в организациях, оказывающих данные услуги для нужд строительства и промышленности строительных материалов).

12. Организации по ценообразованию в строительстве в области мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве выполняют следующие функции:

12.1. представляют предложения по формированию нормативной и информационной базы, а также по вопросам ценовой политики в строительном комплексе региона;

12.2. во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом проводят мониторинг цен (тарифов) в строительстве, обеспечивают подготовку и передачу в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве данных для расчета индексов цен в строительстве;

12.3. осуществляют сбор исходных данных и формируют банк данных о ценах на материальные ресурсы (в организациях-изготовителях), на материалы, поступающие из-за пределов республики (в подрядных организациях или организациях-поставщиках), о тарифах на услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов, на автомобильные перевозки и тепловую энергию;

12.4. проводят анализ, обобщение и оценку полученных исходных данных, анализ состава цены (тарифа), сопоставление цен (тарифов) на аналогичные материалы, изделия и конструкции, услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов, выявление причин их расхождения и вносят предложения по упорядочению цен (тарифов);

12.5. осуществляют подготовку данных, передаваемых в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве, для расчета индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ в среднем по республике для объектов общеотраслевого назначения, индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ;

12.6. предоставляют информацию в соответствии с заключенными договорами о ежемесячных индексах изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ (в электронном виде);

12.7. при необходимости по письменному поручению Минстройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома осуществляют выборочный анализ правильности расчетов за выполненные работы при строительстве объектов, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);

12.8. проводят изучение и анализ вопросов ценообразования в подрядных и ремонтно-строительных организациях, организациях-производителях строительных материалов, изделий и конструкций;

12.9. осуществляют сбор и анализ предложений по совершенствованию ценообразования в строительстве, порядка расчетов за выполненные работы (услуги), расширению или изменению номенклатуры отслеживаемых ресурсов и представляют эти предложения в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве;

12.10. проводят сбор, анализ и представление в органы государственного управления и в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве данных о стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в текущем уровне цен в жилых домах с различным материалом стен (кирпичных, панельных, монолитных и других);

12.11. осуществляют расчет индекса изменения стоимости затрат на содержание службы заказчика (застройщика), направляемого для утверждения в установленном порядке;

12.12. рассматривают материалы по формированию и изменению цен на материалы, изделия и конструкции организациями-производителями строительных материалов и конструкций, тарифов на услуги управлений механизации и автомобильных хозяйств с выдачей соответствующего заключения;

12.13. заключают договоры с республиканским научно-техническим центром по ценообразованию в строительстве, в том числе на расчет индексов изменения стоимости строительства.

13. Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве осуществляет:

13.1. техническое, методическое, информационное обеспечение организаций по ценообразованию в строительстве и координацию их работы;

13.2. сбор исходных данных по ценам и тарифам на железнодорожные перевозки, энергоресурсы;

13.3. анализ, обобщение и оценку полученных от организаций по ценообразованию в строительстве исходных данных, уточнение и анализ состава цены (тарифа), сопоставление цен (тарифов) на аналогичные материалы, изделия и конструкции, услуги по управлению и технической эксплуатации строительных машин и механизмов по регионам, выявление причин их расхождения и внесение предложений по упорядочению цен (тарифов), систематизацию представленных организациями по ценообразованию в строительстве данных;

13.4. расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных и реставрационно-восстановительных работ в целом по республике, регионам, по элементам затрат (заработная плата, механизмы, транспортные расходы, материалы-представители и прочие сопутствующие строительству затраты) и представление материалов о них в Минстройархитектуры;

13.5. выборочный анализ правильности по письменному поручению Минстройархитектуры, облисполкомов и Мингорисполкома расчетов за выполненные работы при строительстве и реконструкции объектов, ремонтно-строительном и реставрационно-восстановительном производстве, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых по решению Правительства Республики Беларусь, и льготных кредитов;

13.6. консультации по применению индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ;

13.7. выпуск и распространение сборников индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ, цен и тарифов в строительстве и ремонтно-строительном производстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь (по подписке или на договорных условиях);

13.8. передачу утвержденных индексов изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, тарифов на услуги управлений механизаций и автомобильных хозяйств, статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ организациям по ценообразованию в строительстве, а также заинтересованным организациям;

13.9. рассмотрение по поручению Минстройархитектуры данных, представленных организациями по ценообразованию в строительстве, обосновывающих рост цен на материалы, изделия и конструкции организаций-производителей строительных материалов и конструкций, тарифов на услуги управлений механизации и автохозяйств свыше установленного предельного уровня, и подготовку экономического обоснования с направлением в Минстройархитектуры для принятия решения;

13.10. организацию и проведение совещаний (семинаров) по вопросам ценообразования в строительстве и ремонтно-строительном производстве и опыта работы организаций по ценообразованию в строительстве;

13.11. подготовку предложений по совершенствованию ценообразования в строительстве и ремонтно-строительном производстве, расчетов за выполненные работы и внесение предложений о расширении или изменении номенклатуры отслеживаемых ресурсов, разработке программно-технических средств;

13.12. изучение предложений и анализ вопросов ценообразования в организациях по производству строительных материалов;

13.13. совершенствование методики и программного обеспечения по расчету индексов изменения стоимости строительства и ремонтно-строительных работ;

13.14. расчет прогнозных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ.

14. Взаимоотношения республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве с организациями по ценообразованию в строительстве по выполнению работ (услуг), предусмотренных подпунктами 13.1, 13.3, 13.4, 13.6, 13.8, 13.10, 13.13 пункта 13, осуществляются на договорной основе.

15. Расчет индексов цен в строительстве осуществляется на основании информации организаций по ценообразованию в строительстве: в среднем по республике, в разрезе регионов и по элементам затрат, в том числе при необходимости по отдельным объектам.

16. Субъекты инвестиционной деятельности в строительстве представляют информацию об изменении уровня цен (тарифов) (с указанием объемов реализации продукции строительным организациям за предыдущий месяц) в организации по ценообразованию в строительстве в срок до 11-го числа каждого месяца.

17. В срок до 16-го числа каждого месяца организации по ценообразованию в строительстве осуществляют подготовку и передачу исходных данных в республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве.

18. Подготовка материалов к рассмотрению и утверждению в установленном порядке индексов цен в строительстве осуществляется республиканским научно-техническим центром по ценообразованию в строительстве.

19. Представление в Минстройархитектуры рассчитанных индексов цен в строительстве производится в срок до 23-го числа каждого месяца.

Минстройархитектуры обеспечивает рассмотрение представленных материалов на Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве при Минстройархитектуры и Министерстве экономики в установленном порядке.

Минстройархитектуры в срок до 25-го числа каждого месяца вносит на утверждение в установленном порядке в Министерство экономики Республики Беларусь индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ в среднем по республике для объектов общеотраслевого назначения и утверждает индексы изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ.

20. Оплата работ (услуг) по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве с организациями по ценообразованию в строительстве производится от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по главам 1–9 сводных сметных расчетов в базисных ценах из резерва, предусмотренного на непредвиденные работы и затраты, с соответствующим уменьшением части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика с индексацией в текущий уровень цен, в размере:

0,07 процента – при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);

0,09 процента – при строительстве объектов, финансируемых за счет иных источников (за исключением объектов, финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов, а также средств крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных застройщиков).

Перечисление средств производится ежемесячно заказчиками (застройщиками) на основании заключенных договоров на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве в установленном размере от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в текущих ценах, выполненных в отчетном месяце на расчетный (текущий) счет организации по ценообразованию в строительстве по истечении месяца, не позднее 10-го числа, следующего за отчетным.

При изменении сметной стоимости строительства окончательная сумма оплаты подлежит уточнению на основании сведений о стоимости выполненных строительно-монтажных работ по договорам подряда.

21. Ответственность за своевременность, полноту, правильность перечисления средств по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном порядке Минстройархитектуры устанавливается в договорах и возлагается на должностных лиц заказчиков (застройщиков).

22. Заказчики (застройщики) одновременно с представлением в органы Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь документов для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ обращаются в региональную организацию по ценообразованию в строительстве для проведения мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве для их утверждения в установленном порядке Минстройархитектуры.

Органы территориального государственного строительного надзора ежемесячно представляют организациям по ценообразованию в строительстве информацию о заказчиках (застройщиках), получивших в установленном порядке в органах государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ.

23. Заказчики (застройщики), осуществляющие строительство и ремонт объектов (кроме объектов, сооружаемых или реконструируемых для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также индивидуальными застройщиками), средства, перечисленные по договорам на выполнение работ (оказание услуг) по мониторингу цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве, отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Капитальные вложения» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств или счетов учета расчетов.