ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 февраля 2024 г. № 131

О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 31 июля 2023 г. № 241

Во исполнение абзаца второго пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 июля 2023 г. № 241 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления финансово-экономической оценки, определения структуры финансирования, мониторинга и сопровождения реализации инвестиционных проектов (прилагается).

2. Внести изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу через месяц после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
28.02.2024 № 131

ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в постановления Совета Министров Республики Беларусь

1. В Положении о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506:

в пункте 2:

из абзаца пятого слово «государственная» исключить;

абзац восьмой после слов «локальных экспертиз» дополнить словами «и с учетом финансово-экономической оценки инвестиционных проектов, осуществляемой ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития), определения структуры их финансирования в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь (далее – финансово-экономическая оценка и структурирование финансирования),»;

пункт 3 дополнить подпунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:

«3.1. предоставление бюджетных займов;

3.2. предоставление субсидий, предусмотренных в абзаце втором части первой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 327 «О развитии фармацевтической промышленности»;»;

часть вторую пункта 8 после слов «локальной экспертизы органу управления,» дополнить словами «Банку развития для проведения финансово-экономической оценки и структурирования финансирования,»;

абзац первый пункта 12 после слов «в пункте 11 настоящего Положения,» дополнить словами «заключением Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования»;

абзац третий подпункта 16.3 пункта 16 изложить в следующей редакции:

«в установленных законодательством случаях – Министерства финансов, государственного экспертного совета, созданного Государственным комитетом по науке и технологиям, кредитодателя (заимодавца), а также заключение Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования;»;

в подпункте 20.3 пункта 20:

абзац второй дополнить словами «и заключения Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования»;

в абзаце третьем слова «заключения органа управления» заменить словами «заключений органа управления и Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования»;

абзац четвертый после слов «Министерства финансов» дополнить словами «, Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования»;

абзацы пятый и шестой дополнить словами «и Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования»;

в пункте 21:

абзац второй части первой после слов «локальных экспертиз» дополнить словами «и (или) заключения Банка развития по результатам финансово-экономической оценки и структурирования финансирования»;

абзац третий части второй дополнить словами «, если до проведения комплексной экспертизы Советом Министров Республики Беларусь по ходатайству органа управления с учетом социально-экономического эффекта инвестиционного проекта для развития региона и (или) отрасли не установлено иное».

2. В Положении о порядке проведения открытого конкурсного отбора проектов (мероприятий), финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2017 г. № 14:

в абзаце втором пункта 7:

дополнить абзац словами «, заключение ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития)*»;

дополнить абзац подстрочным примечанием следующего содержания:

«______________________________

* Заключение Банка развития предоставляется в порядке, предусмотренном законодательством для осуществления финансово-экономической оценки, определения структуры финансирования инвестиционных проектов и не требуется в случае отсутствия положительного заключения государственной научно-технической экспертизы.»;

пункт 9 после части третьей дополнить частью следующего содержания:

«По проектам, выполняемым в рамках государственной программы, при положительном заключении государственной научно-технической экспертизы ГКНТ в течение пяти рабочих дней с даты получения заключения Банка развития направляет материалы по данным проектам, включая заключения, на рассмотрение конкурсной комиссии.».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
28.02.2024 № 131

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления финансово-экономической оценки, определения структуры финансирования, мониторинга и сопровождения реализации инвестиционных проектов

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития):

финансово-экономической оценки инвестиционных проектов (далее, если не указано иное, – финансово-экономическая оценка), в том числе порядок финансово-экономической оценки инвестиционных проектов на этапе бизнес-идеи (далее – оценка бизнес-идеи);

определения структуры финансирования инвестиционных проектов (далее – структурирование финансирования);

мониторинга реализации инвестиционных проектов;

сопровождения реализации инвестиционных проектов.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения:

инициатор – юридическое или физическое лицо, планирующее реализацию инвестиционного проекта на территории Республики Беларусь, в том числе за счет заемных средств и (или) с государственной поддержкой;

кредитор – юридическое (за исключением Банка развития) или физическое лицо, финансирующее инвестиционный проект, реализуемый на территории Республики Беларусь, путем предоставления инициатору кредитов, займов, приобретения ценных бумаг (за исключением акций) и иными способами, не запрещенными законодательством;

финансовые условия – документ, составленный по форме, определенной Банком развития, описывающий структуру сделки (сделок) по предоставлению финансирования в целях реализации инвестиционного проекта и индикативные условия финансирования инвестиционного проекта (объемы, сроки, стоимость и другое).

Термины «инвестор» и «инвестиционный проект» используются в значениях, определенных Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях».

3. На платной основе осуществляются в соответствии с договором на оказание услуг, заключенным между:

инициатором и Банком развития, – проведение финансово-экономической оценки и структурирование финансирования;

инициатором и Банком развития, – проведение оценки бизнес-идеи;

инициатором, кредиторами, инвесторами и Банком развития, – сопровождение реализации инвестиционного проекта.

Предельный размер стоимости услуг, предусмотренных в части первой настоящего пункта, устанавливается наблюдательным советом Банка развития.

4. Банк развития в рамках осуществления функций, указанных в пункте 1 настоящего Положения, вправе:

4.1. запрашивать у государственных органов в рамках компетенции, определенной положениями о них, информацию с соблюдением законодательства об информации, информатизации и защите информации;

4.2. привлекать на возмездной основе внешних консультантов и (или) экспертов с возмещением инициатором понесенных Банком развития затрат в соответствии с договором на оказание услуг;

4.3. вносить не более одного раза в год в Министерство экономики предложения по наполнению со следующего календарного года автоматизированной системы мониторинга хода реализации инвестиционных проектов «Invest project» в части параметров, содержащихся в ней.

ГЛАВА 2
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

5. Для осуществления финансово-экономической оценки и структурирования финансирования инициатор направляет в Банк развития:

5.1. заявку на проведение финансово-экономической оценки и структурирование финансирования по форме, установленной Банком развития (далее – заявка), в том числе содержащую сведения о необходимости разработки (разрабатываемом) для получения государственной поддержки проекта нормативного правового акта, и перечень прилагаемых документов;

5.2. бизнес-план инвестиционного проекта (далее, если не указано иное, – бизнес-план), подготовленный в соответствии с требованиями к разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, устанавливаемыми Министерством экономики, с учетом отраслевой специфики инвестиционного проекта.

По инвестиционным проектам, предусматривающим осуществление инвестиций в инфраструктуру (инженерную, социальную, транспортную и другую), по которым получение прибыли (дохода) не является целью реализации инвестиционного проекта (далее – инфраструктурные инвестиционные проекты), вместо бизнес-плана допускается представлять технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (далее – ТЭО), разработанное в соответствии с отраслевой спецификой и (или) международными подходами, либо обоснование инвестиций.

ТЭО, обоснование инвестиций рассматриваются при условии представления инициатором (государственным органом (организацией), в подчинении которого (которой) находится (в состав, систему которого (которой) входит) инициатор, если такое подчинение инициатора имеется, либо к компетенции которого (которой) относятся вопросы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, предусмотренных инвестиционным проектом) обоснования, подтверждающего, что получение прибыли (дохода) не является целью реализации инвестиционного проекта.

Бизнес-план, ТЭО представляются в Банк развития на бумажном носителе или в электронном виде, включая:

описательную часть – в виде файла в формате Microsoft Word, а также в формате pdf (при представлении информации в электронном виде);

финансово-экономические расчеты – в виде файла в формате Microsoft Excel, предусматривающего возможность автоматического пересчета показателей эффективности инвестиций, финансово-экономической деятельности при изменении исходных данных, заложенных в бизнес-плане, ТЭО;

5.3. информацию о результатах имеющихся экспертных заключений;

5.4. иные документы, подтверждающие обоснованность сведений, приведенных в бизнес-плане, ТЭО.

6. Банк развития в течение пяти рабочих дней, следующих за днем поступления заявки и прилагаемых к ней документов, направляет инициатору проект договора на оказание услуг в отношении инвестиционных проектов:

6.1. претендующих на государственную поддержку, указанную в пункте 3 Положения о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506;

6.2. участвующих в открытом конкурсном отборе проектов, финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда, в соответствии с Положением о порядке проведения открытого конкурсного отбора проектов (мероприятий), финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2017 г. № 14.

7. Банк развития в отношении инвестиционных проектов, не указанных в пункте 6 настоящего Положения, осуществляет оценку соответствия следующим критериям:

инвестиционный проект реализуется на территории Республики Беларусь и соответствует приоритетным видам деятельности (секторам экономики);

сумма капитальных затрат с учетом налога на добавленную стоимость по инвестиционному проекту составляет в эквиваленте не менее 1250 тыс. базовых величин на дату составления заявки*.

В рамках оценки инвестиционного проекта по критерию соответствия приоритетным видам деятельности (секторам экономики) Банк развития направляет в государственные органы в соответствии с компетенцией, определенной положениями о них, запрос о получении данной информации с приложением бизнес-плана.

При соответствии инвестиционного проекта критериям, указанным в части первой настоящего пункта, Банк развития в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения от государственных органов соответствующей информации, направляет инициатору проект договора на оказание услуг.

______________________________

* При представлении бизнес-плана, содержащего расчеты в иностранной валюте, используется официальный курс белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленный Национальным банком на дату разработки бизнес-плана.

8. Финансово-экономическая оценка и структурирование финансирования проводятся Банком развития в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем уплаты вознаграждения по договору на оказание услуг и представления в дополнение к документам, направленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, документов, состав и требования к которым определяются в договоре на оказание услуг.

При привлечении внешних консультантов (экспертов) для получения дополнительной информации об инвестиционном проекте или определения его структуры финансирования срок проведения финансово-экономической оценки и структурирования финансирования увеличивается соответственно на период представления такой информации.

9. Структурирование финансирования проводится Банком развития при условии отсутствия определенной структуры финансирования инвестиционного проекта кредитором и признания инвестиционного проекта финансово реализуемым и эффективным в соответствии с частями четвертой и пятой пункта 10 настоящего Положения по результатам финансово-экономической оценки.

10. Результатом проведенной финансово-экономической оценки и структурирования финансирования является заключение Банка развития (далее – заключение):

об эффективности, финансовой реализуемости инвестиционного проекта (за исключением инфраструктурного инвестиционного проекта);

о финансовой реализуемости инфраструктурного инвестиционного проекта.

При необходимости заключение дополнительно может содержать:

рекомендации о снижении рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

рекомендации об использовании различных инструментов финансирования (долговое финансирование и финансовые вложения в уставный фонд инициатора);

финансовые условия, в том числе по результатам структурирования финансирования с учетом пункта 9 настоящего Положения;

оценку необходимости использования средств республиканского централизованного инновационного фонда и мер государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта, включая рекомендуемые виды и объемы оказания поддержки государства.

Заключение действует со дня его подписания в течение одного года.

Инвестиционный проект признается финансово реализуемым при обеспечении инициатором соблюдения одновременно условий достаточности собственных, привлеченных и заемных средств для его финансирования в планируемые сроки, а также возможности исполнения обязательств по погашению задолженности в полном объеме и в установленный срок.

Инвестиционный проект признается эффективным при соответствии его параметров, рассчитанных согласно данным бизнес-плана, следующим критериям:

динамический срок окупаемости инвестиций не превышает период, включающий средневзвешенный нормативный срок службы основных средств, вводимых по инвестиционному проекту, и период с начала вложения инвестиций до ввода объекта в эксплуатацию;

внутренняя норма доходности по инвестиционному проекту превышает значение ставки дисконтирования.

В отношении инвестиционных проектов, признанных эффективными в соответствии с частью пятой настоящего пункта, но признаваемых неэффективными в соответствии с частью второй пункта 21 Положения о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, Банк развития вправе рекомендовать инициаторам ходатайствовать перед Советом Министров Республики Беларусь об установлении иных значений критериев эффективности с учетом их социально-экономической значимости для развития региона и (или) отрасли.

ГЛАВА 3
ОЦЕНКА БИЗНЕС-ИДЕИ

11. Для оценки бизнес-идеи инициатор направляет в Банк развития заявку по форме, установленной Банком развития, содержащую:

наименование инициатора;

описание бизнес-идеи, в том числе с указанием ее цели, условий, способов осуществления инвестиций, планируемых источников финансирования, а также сроков реализации инвестиционных проектов;

перечень прилагаемых к заявке документов.

Банк развития в течение пяти рабочих дней, следующих за днем поступления заявки, указанной в части первой настоящего пункта, направляет инициатору проект договора на оказание услуг.

12. В процессе оценки бизнес-идеи с учетом ее специфики и степени проработки Банк развития проводит:

12.1. оценку качества бизнес-идеи по следующим основным критериям:

наличие у бизнес-идеи четкой цели и временных границ ее достижения;

возможность реализации бизнес-идеи в планируемом периоде, ее экономическая и практическая оправданность;

актуальность бизнес-идеи, ее инвестиционная привлекательность для потенциальных кредиторов, инвесторов и эффективность способов достижения поставленной цели;

12.2. анализ рынков сбыта и оценку возможности реализации продукции, товаров, работ, услуг;

12.3. моделирование и оценку окупаемости нескольких сценариев реализации бизнес-идеи;

12.4. анализ рисков (сбытовых, дефицита сырья, изменения капитальных затрат и иных рисков, а также возможные способы их снижения), в том числе стресс-тестирование на реализацию наиболее крупных из них;

12.5. оценку макроэкономического эффекта реализации бизнес-идеи;

12.6. другие исследования в зависимости от специфики бизнес-идеи и потребности инициатора.

13. По результатам оценки бизнес-идеи Банк развития представляет инициатору заключение, содержащее выводы о ее проработанности, ценности (ключевых преимуществах), потенциале реализации в Республике Беларусь, а также при необходимости предложения по совершенствованию бизнес-идеи, включая способы минимизации рисков, для дальнейшей подготовки бизнес-плана, ТЭО.

ГЛАВА 4
СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

14. Сопровождение реализации инвестиционных проектов осуществляется Банком развития на основании договора на оказание услуг, заключенного с кредитором, инвестором (кроме банков Республики Беларусь) и инициатором.

15. Банк развития осуществляет сопровождение реализации инвестиционных проектов в том числе в части:

15.1. ведения реестра кредиторов, инвесторов и осуществления учета предоставленных ими денежных средств, включая оказание государственной поддержки;

15.2. мониторинга выполнения инициатором условий (за исключением исполнения денежных обязательств), предусмотренных в договорах о финансировании, обеспечительной документации и иных документах;

15.3. анализа финансового состояния инициатора, при необходимости информирования кредиторов, инвесторов о результатах такого анализа;

15.4. анализа хода реализации инвестиционного проекта в целях устранения (недопущения) ухудшения показателей, влияющих на его реализацию, при необходимости информирования кредиторов, инвесторов о результатах такого анализа, подготовки рекомендаций о снижении рисков, выявленных при реализации инвестиционного проекта, организации процесса актуализации бизнес-плана, ТЭО;

15.5. предоставления кредитору, инвестору документов и информации, полученных от инициатора.

ГЛАВА 5
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

16. В целях организации контроля за реализацией инвестиционных проектов в Республике Беларусь, прошедших финансово-экономическую оценку и структурирование финансирования, Банк развития осуществляет их мониторинг, включающий:

системный учет инвестиционных проектов;

сбор аналитической информации, в том числе с отражением сведений о ходе реализации инвестиционного проекта (включая этап инвестиционного проекта, объем освоенных инвестиций), об источниках его финансирования.

17. Мониторинг реализации инвестиционных проектов осуществляется Банком развития в том числе с использованием информации, содержащейся в автоматизированной системе мониторинга хода реализации инвестиционных проектов «Invest project», полученной от Министерства экономики.