ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июля 2024 г. № 547

Об урегулировании споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций

На основании абзаца двадцать первого подпункта 1.2 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» и в целях обеспечения эффективного взаимодействия по вопросам урегулирования споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций (далее, если не указано иное, – споры), Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам урегулирования споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций (прилагается).

2. Республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты (далее – государственные органы), осуществляющие урегулирование споров в досудебном порядке, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство экономики информацию о результатах рассмотрения поступивших письменных предложений об урегулировании спора с приложением копии протокола об урегулировании спора в досудебном порядке либо отчета о невозможности его разрешения приемлемым способом.

3. Министерство экономики ежегодно до 25 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Совет Министров Республики Беларусь информацию о поступивших в государственные органы предложениях об урегулировании спора и результатах их рассмотрения с предложениями об устранении причин (при их наличии), повлекших возникновение между инвесторами и Республикой Беларусь споров.

4. Государственный орган, организующий работу по защите и представлению национальных интересов в ходе судебного (арбитражного) разбирательства в связи с урегулированием спора (далее – разбирательство), ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Совет Министров Республики Беларусь и Министерство экономики информацию о ходе и итоге (при наличии) разбирательства с приложением копии соответствующего решения (иного процессуального документа органа, рассматривающего спор).

5. Финансирование затрат, связанных с обеспечением урегулирования споров в досудебном порядке, а также с организацией работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательств, может осуществляться за счет средств республиканского или местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством или иных источников.

6. Предоставить Министерству экономики право разъяснять вопросы применения настоящего постановления.

7. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.

8. Действие Положения о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам урегулирования споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций, не распространяется на возникшие до вступления в силу настоящего постановления отношения по:

взаимодействию государственных органов по вопросам урегулирования споров в досудебном порядке;

организации работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательств.

9. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр
Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
26.07.2024 № 547

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2012 г. № 146 «Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций».

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2013 г. № 1062 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2012 г. № 146».

3. Подпункт 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2022 г. № 280 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2012 г. № 146 и от 26 мая 2014 г. № 506».

4. Подпункт 1.23 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2023 г. № 457 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
26.07.2024 № 547

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам урегулирования споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок взаимодействия государственных органов по вопросам урегулирования споров.

2. Действие настоящего Положения не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии:

с конституционным, уголовно-процессуальным законодательством;

с законодательством об административных правонарушениях, законодательством, определяющим порядок административного процесса, а также на обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения;

с гражданским и хозяйственным процессуальным законодательством, – до 31 декабря 2025 г.;

с законодательством о гражданском судопроизводстве, – с 1 января 2026 г.

В случае, если законодательным актом в сфере инвестиций, международным договором Республики Беларусь, договором между инвестором и Республикой Беларусь, связанным с осуществлением инвестиций (далее – договор), установлено иное в отношении урегулирования споров, чем предусмотрено настоящим Положением, применяются положения этих законодательного акта, международного договора Республики Беларусь и (или) договора.

ГЛАВА 2
ПОСТОЯННАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ СПОРАМ

3. В целях определения государственного органа (государственных органов), осуществляющего урегулирование спора в досудебном порядке и (или) организующего работу по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательства (далее – ответственный орган), создается постоянная межведомственная рабочая группа по инвестиционным спорам (далее – постоянная рабочая группа).

4. В состав постоянной рабочей группы входят заместители министров экономики, иностранных дел, юстиции и финансов, определяемые соответственно министрами экономики, иностранных дел, юстиции и финансов.

Председателем постоянной рабочей группы является заместитель Министра экономики.

5. Постоянная рабочая группа определяет ответственный орган на основании предложения об урегулировании спора, уведомления о начале разбирательства или иного аналогичного документа судебного (арбитражного) органа (далее – уведомление о разбирательстве) с учетом:

компетенции государственных органов, возложенных на них задач, принятых ими решений;

доводов, фактов, обстоятельств и (или) иных проблемных вопросов, возникших при осуществлении инвестиций и изложенных в предложении об урегулировании спора или уведомлении о разбирательстве.

6. Организационно-техническое обеспечение деятельности постоянной рабочей группы осуществляется Министерством экономики, которое:

6.1. организует заседания постоянной рабочей группы;

6.2. формирует и доводит до Министерства иностранных дел, Министерства юстиции и Министерства финансов, иных государственных органов (при необходимости) повестку заседания, материалы по вопросам повестки заседания, список участников заседания;

6.3. оформляет и направляет заинтересованным протокол заседания.

7. Заседания постоянной рабочей группы для определения ответственного органа проводятся не позднее 15 рабочих дней с даты получения Министерством экономики предложения об урегулировании спора, уведомления о разбирательстве в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8, подпунктом 10.2 пункта 10, подпунктом 17.3 пункта 17 и подпунктом 18.2 пункта 18 настоящего Положения.

Решения постоянной рабочей группы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины членов постоянной рабочей группы. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель постоянной рабочей группы.

На заседания постоянной рабочей группы могут приглашаться без права участия в голосовании представители иных государственных органов, не являющиеся ее членами.

Решения постоянной рабочей группы оформляются протоколом и не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания постоянной рабочей группы направляются заинтересованным.

ГЛАВА 3
УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

8. Урегулирование спора в досудебном порядке инициируется на основании предложения об урегулировании спора, подаваемого инвестором либо уполномоченным им лицом (далее, если не указано иное, – заявитель):

8.1. в государственный орган, подписавший договор, или облисполком, на территории которого принято решение о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов, – в случае, если спор связан с условиями договора либо реализацией преференциального инвестиционного проекта;

8.2. в Министерство экономики – в иных случаях в целях организации заседания постоянной рабочей группы для определения ответственного органа.

9. К предложению об урегулировании спора прилагаются:

9.1. копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц);

9.2. выписка из торгового регистра страны места нахождения инвестора или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения, выданные не позднее трех месяцев до даты подачи предложения об урегулировании спора (для юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами);

9.3. копия документа, подтверждающего полномочия лица, представившего предложение об урегулировании спора, на урегулирование спора в досудебном порядке;

9.4. информация, подтверждающая изложенные в предложении об урегулировании спора факты и обосновывающая предъявляемые инвестором требования;

9.5. предложения о возможном разрешении спора.

10. Государственный орган, получивший предложение об урегулировании спора, в течение семи рабочих дней с даты его получения направляет в Министерство экономики:

10.1. информацию о начале осуществления им урегулирования спора в досудебном порядке в целях информирования Министерства иностранных дел, Министерства юстиции и Министерства финансов;

10.2. предложение об урегулировании спора в целях организации заседания постоянной рабочей группы для определения ответственного органа – в случае, если предложение об урегулировании спора предоставлено с нарушением порядка, установленного в подпункте 8.1 пункта 8 настоящего Положения.

11. В случае непредставления документов и (или) сведений, указанных в пункте 9 настоящего Положения, ответственный орган обеспечивает их запрос у заявителя в течение пяти рабочих дней с даты получения предложения об урегулировании спора.

При непредставлении заявителем в месячный срок сведений, указанных в пункте 9 настоящего Положения, по запросу ответственного органа обеспечивается рассмотрение предложения об урегулировании спора по существу с оценкой представленных сведений, а также влияния факта непредставления запрошенных сведений.

12. Ответственный орган в шестимесячный срок с даты получения предложения об урегулировании спора:

12.1. анализирует доводы, факты, обстоятельства и (или) иные проблемные вопросы, возникшие при осуществлении инвестиций, изложенные в предложении об урегулировании спора;

12.2. запрашивает при необходимости дополнительную информацию в пределах компетенции от иных государственных органов по вопросам, изложенным в предложении об урегулировании спора. При этом срок представления дополнительной информации не должен превышать семи рабочих дней со дня поступления запроса ответственного органа;

12.3. осуществляет при необходимости в установленном порядке закупку услуг лиц, оказывающих юридические услуги, юридической помощи адвоката (далее – юридический консультант), а также оплату оказанных услуг юридического консультанта;

12.4. принимает меры по урегулированию спора путем взаимодействия с заявителем по предложениям о возможном разрешении спора, а также внесения предложений в иные государственные органы.

13. Решением ответственного органа может быть создана рабочая группа по урегулированию спора в досудебном порядке (далее – рабочая группа), в состав которой включаются представители:

ответственного органа, Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства юстиции;

иных государственных органов (организаций), в компетенцию которых входит рассмотрение отдельных вопросов, изложенных в предложении об урегулировании спора, и (или) действия (бездействия), решения которых повлекли возникновение спора и (или) которые обеспечивали согласование проекта договора.

В решении о создании рабочей группы из числа ее членов определяются председатель и секретарь рабочей группы. Рабочая группа полномочна принимать решения на своих заседаниях, на которых присутствует не менее двух третей ее членов, при этом решения считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины от присутствующих на заседании членов рабочей группы, и оформляется протокол заседания рабочей группы. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.

На заседания рабочей группы могут приглашаться иные лица, не являющиеся ее членами, без права участия в голосовании.

Порядок осуществления функций рабочей группой определяется при необходимости в решении о ее создании либо в регламенте ее работы, утверждаемом руководителем создавшего ее ответственного органа.

Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется создавшим ее ответственным органом.

14. Рабочая группа осуществляет:

14.1. комплексное рассмотрение предложения об урегулировании спора;

14.2. выработку необходимых скоординированных решений, направленных на урегулирование спора;

14.3. согласование проекта протокола об урегулировании спора в досудебном порядке либо отчета о невозможности его разрешения приемлемым способом;

14.4. реализацию иных мер по урегулированию спора в досудебном порядке.

15. Для рассмотрения предложения об урегулировании спора ответственный орган вправе приглашать заявителя на заседания рабочей группы либо для проведения рабочих встреч.

16. По итогам рассмотрения предложения об урегулировании спора не позднее срока, установленного в пункте 12 настоящего Положения, ответственным органом обеспечивается направление заявителю одного из следующих документов, подписанных руководителем (уполномоченным им заместителем руководителя) ответственного органа:

16.1. протокол об урегулировании спора в досудебном порядке, в котором указывается информация:

о сути предложений об урегулировании спора;

о дате, времени и месте подписания данного протокола;

об ответственных органах и заявителе, подписывающих указанный протокол;

о достигнутых результатах урегулирования (полностью либо частично) спора в досудебном порядке;

16.2. отчет о невозможности разрешения спора приемлемым способом, который должен включать:

краткое содержание предложения об урегулировании спора;

результаты проведенного анализа изложенных в предложении об урегулировании спора доводов, фактов, обстоятельств и (или) иных проблемных вопросов, возникших при осуществлении инвестиций.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ХОДЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ

17. Организация работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательства инициируется на основании уведомления о разбирательстве, поступившего:

17.1. в государственный орган, являвшийся ответственным органом в ходе урегулирования спора в досудебном порядке, – в случае наличия такой стадии урегулирования соответствующего спора;

17.2. в государственный орган, подписавший договор или принявший решение о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов, – в случае, если спор связан с условиями договора либо реализацией преференциального инвестиционного проекта;

17.3. в Министерство экономики, – в иных случаях в целях организации заседания постоянной рабочей группы для определения ответственного органа.

18. Государственный орган, получивший уведомление о разбирательстве, в течение семи рабочих дней с даты его получения направляет в Министерство экономики:

18.1. информацию о начале организации им работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательства в соответствии с подпунктом 17.1 или 17.2 пункта 17 настоящего Положения в целях информирования Министерства иностранных дел, Министерства юстиции и Министерства финансов;

18.2. уведомление о разбирательстве в целях организации заседания постоянной рабочей группы для определения ответственного органа – в случае, если уведомление о разбирательстве поступило в государственный орган в нарушение требований подпункта 17.1 или 17.2 пункта 17 настоящего Положения.

19. Ответственный орган в ходе разбирательства осуществляет:

19.1. закупку при необходимости в установленном порядке услуг юридического консультанта для представления и защиты национальных интересов;

19.2. оплату в установленном порядке оказанных услуг юридического консультанта, арбитров, иных необходимых расходов, связанных с участием в разбирательстве;

19.3. действия, необходимые для представления и защиты национальных интересов, в том числе совместно с юридическим консультантом.

20. Ответственный орган осуществляет подготовку и внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, предусматривающего создание временной рабочей группы для выработки мер по защите национальных интересов в ходе разбирательства (далее – рабочая группа по защите национальных интересов), в состав которой включаются представители:

ответственного органа, Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства юстиции;

иных государственных органов, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, содержащихся в уведомлении о разбирательстве, и (или) действия (бездействия), решения которых повлекли возникновение спора и (или) которые обеспечивали согласование проекта договора.

Рабочая группа по защите национальных интересов полномочна принимать решения на своих заседаниях, на которых присутствует не менее двух третей ее членов, при этом решения считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов рабочей группы по защите национальных интересов. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании.

На заседания рабочей группы по защите национальных интересов могут приглашаться иные лица, не являющиеся ее членами, без права участия в голосовании.

Порядок осуществления функций рабочей группой по защите национальных интересов, государственный орган, осуществляющий организационно-техническое обеспечение ее деятельности, определяются при необходимости в распоряжении Премьер-министра Республики Беларусь о ее создании.

21. Рабочая группа по защите национальных интересов осуществляет:

21.1. подбор юридического консультанта;

21.2. привлечение к своей работе при необходимости представителей государственных органов;

21.3. подбор арбитра (арбитров) и согласование кандидатуры председателя арбитража, в том числе совместно с юридическим консультантом в рамках регламента арбитражного органа;

21.4. совместно с юридическим консультантом рассмотрение при необходимости кандидатуры экспертов, специалистов и переводчиков в целях их привлечения для подготовки и участия в разбирательстве;

21.5. реализацию иных мер по защите национальных интересов в ходе разбирательства.