ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 декабря 1998 г. № 213-З
О свободных экономических зонах
Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года
Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 288-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1999 г., № 25, ст.428) <H19900288>;
Закон Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. № 134-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883) <H10200134>;
Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235) <H10600137>;
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 448-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1545) – новая редакция <H10800448>;
Закон Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583) <H10900031>;
Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 326-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 1, 2/1878) <H11100326>;
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 52-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2013, 2/2050) <H11300052>;
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395) <H11600397>;
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 132-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2018, 2/2570) <H11800132>;
Закон Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 65-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2020, 2/2784) <H12000065>;
Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 143-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2863) <H12100143>;
Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 324-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2023, 2/3045) <H12300324>
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:
свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности;
резидент свободной экономической зоны – юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией свободной экономической зоны в качестве резидента свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах;
специальный правовой режим свободной экономической зоны – совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности;
администрация свободной экономической зоны – орган управления свободной экономической зоной, создаваемый в порядке и форме, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 2. Правовое регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон
Правовое регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон осуществляется в соответствии с законодательством о создании, функционировании и ликвидации свободных экономических зон (далее – законодательство о свободных экономических зонах), а также правом Евразийского экономического союза и международными договорами Республики Беларусь, не составляющими право Евразийского экономического союза.
Законодательство о свободных экономических зонах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели создания свободных экономических зон
Свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.
Статья 4. Типы свободных экономических зон
В Республике Беларусь могут создаваться свободные экономические зоны функционального типа, который определяется целями создания свободной экономической зоны и характером планируемой в ней деятельности, а также комплексные свободные экономические зоны для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам свободных экономических зон.
Статья 5. Деятельность, запрещенная в свободных экономических зонах
В свободных экономических зонах не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств – членов Евразийского экономического союза в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Резидентам свободной экономической зоны в пределах этой свободной экономической зоны также запрещена следующая деятельность:
производство, хранение, реализация, ремонт оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к оружию, взрывных устройств, а также производство, хранение, реализация взрывчатых веществ;
производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;
оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих ядовитые вещества;
производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;
производство табачных изделий;
изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
лотерейная деятельность;
подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
лечение животных с особо опасными заболеваниями;
деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Статья 6. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон
Государственное регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами, иными государственными органами в пределах их компетенции.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон
Президент Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон:
определяет государственную политику;
принимает решения о создании, продлении срока функционирования и досрочной ликвидации свободной экономической зоны;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон
Совет Министров Республики Беларусь в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон:
обеспечивает проведение государственной политики;
координирует работу по обеспечению функционирования и развитию свободных экономических зон;
определяет границы свободных экономических зон, принимает решения об изменении их границ;
выступает с инициативой создания, продления срока функционирования и досрочной ликвидации свободной экономической зоны;
принимает решение о создании администрации свободной экономической зоны и утверждает устав администрации свободной экономической зоны;
по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета назначает на должность (освобождает от должности) главу администрации свободной экономической зоны;
утверждает положение о свободной экономической зоне, программы развития свободных экономических зон;
устанавливает форму свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны, если иная форма не установлена уполномоченным органом Евразийского экономического союза;
по представлению администрации свободной экономической зоны утверждает положение о фонде развития свободной экономической зоны;
принимает решение о создании наблюдательного совета свободных экономических зон, утверждает его персональный состав и положение о нем;
при ликвидации свободной экономической зоны создает ликвидационную комиссию, определяет ее персональный состав и компетенцию, а также утверждает порядок ликвидации свободной экономической зоны при ее досрочной ликвидации;
рассматривает предложения администрации свободной экономической зоны о подготовке нормативных правовых актов по вопросам функционирования свободной экономической зоны, в том числе по совершенствованию специального правового режима свободной экономической зоны;
устанавливает порядок ведения реестра резидентов свободной экономической зоны;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц в свободной экономической зоне
Местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы соответствующих административно-территориальных единиц осуществляют в свободной экономической зоне предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством полномочия, за исключением случаев, когда такие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством осуществляются администрацией свободной экономической зоны.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут делегировать администрации свободной экономической зоны свои отдельные полномочия на весь срок ее деятельности или на менее длительное время, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Статья 10. Общий контроль за функционированием и эффективностью деятельности свободных экономических зон
Общий контроль за функционированием и эффективностью деятельности свободных экономических зон осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля и соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами.
ГЛАВА 3
СОЗДАНИЕ, ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ, ИЗМЕНЕНИЕ ЕЕ ГРАНИЦ
Статья 11. Создание свободной экономической зоны
Свободная экономическая зона создается по решению Президента Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь, соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет могут выступать с инициативой создания свободной экономической зоны.
Предложение соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета о создании свободной экономической зоны вносится в Совет Министров Республики Беларусь с приложением документов, указанных в части четвертой настоящей статьи.
Документы, представляемые для решения вопроса о создании свободной экономической зоны, должны включать:
проект указа Президента Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны, в котором указываются название свободной экономической зоны, срок, на который она создается, цели создания и тип свободной экономической зоны, особенности ее специального правового режима, меры по обеспечению ее создания и развития;
проект решения об определении границ свободной экономической зоны;
проект положения о свободной экономической зоне;
проект устава администрации свободной экономической зоны;
проект программы развития свободной экономической зоны с указанием конкретных мероприятий, лиц и организаций, ответственных за их проведение, источников финансирования работ по развитию свободной экономической зоны;
копию земельно-кадастрового плана с нанесенными предполагаемыми границами свободной экономической зоны;
состав земель, перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в предполагаемых границах свободной экономической зоны;
перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на территориях, расположенных в предполагаемых границах свободной экономической зоны;
технико-экономическое обоснование необходимости и возможности создания свободной экономической зоны, ее типа, разработанное на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, коммуникациями, а также финансово-экономическое обоснование предлагаемых особенностей специального правового режима свободной экономической зоны.
Совет Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, вносит документы, указанные в части четвертой настоящей статьи, Президенту Республики Беларусь для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
В соответствии с указом Президента Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны и настоящим Законом Совет Министров Республики Беларусь определяет границы свободной экономической зоны, утверждает программу развития свободной экономической зоны, положение о свободной экономической зоне, принимает решение о создании администрации свободной экономической зоны и утверждает устав администрации свободной экономической зоны.
Министерство экономики в тридцатидневный срок со дня создания свободной экономической зоны направляет информацию об этом в уполномоченный орган Евразийского экономического союза.
Статья 12. Изменение границ свободной экономической зоны
Изменение границ свободной экономической зоны производится по решению Совета Министров Республики Беларусь.
Соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет, администрация свободной экономической зоны могут выступать с инициативой изменения границ свободной экономической зоны.
Предложение соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета об изменении границ свободной экономической зоны вносится в Совет Министров Республики Беларусь с приложением документов, указанных в части четвертой настоящей статьи. Предложение администрации свободной экономической зоны по этому вопросу вносится в Совет Министров Республики Беларусь через соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет с приложением документов, указанных в части четвертой настоящей статьи.
Документы, представляемые для решения вопроса об изменении границ свободной экономической зоны, должны включать:
проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об изменении границ свободной экономической зоны;
копию земельно-кадастрового плана с нанесенными границами свободной экономической зоны с учетом предполагаемого изменения ее границ;
состав земель, перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных на территориях, предлагаемых для включения в границы свободной экономической зоны;
перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на территориях, предлагаемых для включения в границы свободной экономической зоны;
перечень резидентов свободной экономической зоны, действующих на территориях, предлагаемых для исключения из границ свободной экономической зоны;
обоснование необходимости и возможности изменения границ свободной экономической зоны, включая финансово-экономическое обоснование.
Решение об изменении границ свободной экономической зоны при включении в ее границы территорий, на которых расположены земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, лесным землям лесного фонда (природоохранным, рекреационно-оздоровительным и защитным лесам), принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Статья 13. Продление срока функционирования свободной экономической зоны
Продление срока функционирования свободной экономической зоны производится по решению Президента Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь, соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет, администрация свободной экономической зоны могут выступать с инициативой продления срока функционирования свободной экономической зоны.
Предложение соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета о продлении срока функционирования свободной экономической зоны вносится в Совет Министров Республики Беларусь с приложением документов, указанных в части четвертой настоящей статьи. Предложение администрации свободной экономической зоны по этому вопросу вносится в Совет Министров Республики Беларусь через соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет с приложением документов, указанных в части четвертой настоящей статьи.
Документы, представляемые для решения вопроса о продлении срока функционирования свободной экономической зоны, должны включать:
проект указа Президента Республики Беларусь о продлении срока функционирования свободной экономической зоны;
технико-экономическое обоснование необходимости продления срока функционирования свободной экономической зоны.
Совет Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, вносит документы, указанные в части четвертой настоящей статьи, Президенту Республики Беларусь для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Министерство экономики в тридцатидневный срок со дня продления срока функционирования свободной экономической зоны направляет информацию об этом в уполномоченный орган Евразийского экономического союза.
Статья 14. Ликвидация свободной экономической зоны
Свободная экономическая зона считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен по решению Президента Республики Беларусь.
До окончания этого срока свободная экономическая зона может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь только в случае, если:
это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения национальной безопасности и обороны государства;
в течение одного года со дня создания свободной экономической зоны не зарегистрировано ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента данной свободной экономической зоны;
в течение двенадцати месяцев подряд в свободной экономической зоне всеми ее резидентами не осуществлялась деятельность по реализации предложенных ими инвестиционных проектов;
в свободной экономической зоне отсутствуют ее резиденты в силу утраты статуса резидента свободной экономической зоны и в течение одного года со дня утраты такого статуса последним резидентом данной свободной экономической зоны не зарегистрировано ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве ее резидента;
достижение целей создания свободной экономической зоны, определенных указом Президента Республики Беларусь о создании свободной экономической зоны, стало невозможным по иным причинам.
В случае досрочной ликвидации свободной экономической зоны по основаниям, предусмотренным абзацами вторым и шестым части второй настоящей статьи, резидентам данной свободной экономической зоны по решению Президента Республики Беларусь могут быть предоставлены гарантии и (или) компенсации.
Совет Министров Республики Беларусь, соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет могут выступать с инициативой досрочной ликвидации свободной экономической зоны.
Предложение соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета о досрочной ликвидации свободной экономической зоны вносится в Совет Министров Республики Беларусь с приложением документов, указанных в части шестой настоящей статьи.
Документы, представляемые для решения вопроса о досрочной ликвидации свободной экономической зоны, должны включать:
проект указа Президента Республики Беларусь о досрочной ликвидации свободной экономической зоны, предусматривающий комплекс организационных и иных мер по обеспечению ликвидации свободной экономической зоны, а также при необходимости гарантии и (или) компенсации ее резидентам;
проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий персональный состав и компетенцию ликвидационной комиссии, а также порядок ликвидации свободной экономической зоны;
перечень резидентов свободной экономической зоны с указанием реализуемых ими инвестиционных проектов в случае досрочной ликвидации свободной экономической зоны по основаниям, предусмотренным абзацами вторым и шестым части второй настоящей статьи;
технико-экономическое обоснование необходимости и возможности досрочной ликвидации свободной экономической зоны с указанием причин и возможных последствий ее досрочной ликвидации для соответствующих административно-территориальных единиц и Республики Беларусь в целом, резидентов свободной экономической зоны на основе подробного анализа социальных, экологических, экономических и иных условий на соответствующей территории, а также показателей функционирования и эффективности деятельности ликвидируемой свободной экономической зоны.
Совет Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, вносит документы, указанные в части шестой настоящей статьи, Президенту Республики Беларусь для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Для решения имущественных и иных вопросов, связанных с ликвидацией свободной экономической зоны, урегулирования отношений между администрацией свободной экономической зоны и ее резидентами, другими организациями и физическими лицами Совет Министров Республики Беларусь создает ликвидационную комиссию, определяет ее персональный состав и компетенцию, а также утверждает порядок ликвидации свободной экономической зоны при ее досрочной ликвидации.
Министерство экономики в тридцатидневный срок со дня ликвидации свободной экономической зоны направляет информацию об этом в уполномоченный орган Евразийского экономического союза.
ГЛАВА 4
УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Статья 15. Администрация свободной экономической зоны
Администрация свободной экономической зоны является республиканским юридическим лицом, которое создается Советом Министров Республики Беларусь в форме учреждения.
Администрация свободной экономической зоны:
действует в соответствии с законодательством на основании устава, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь;
в своей деятельности подотчетна Совету Министров Республики Беларусь, а по вопросам выполнения программ социально-экономического развития области (города Минска) подчиняется соответствующему областному (Минскому городскому) исполнительному комитету.
Полномочия администрации свободной экономической зоны определяются настоящим Законом, уставом администрации свободной экономической зоны и иным законодательством.
Администрацию свободной экономической зоны возглавляет глава администрации свободной экономической зоны, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Советом Министров Республики Беларусь по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета. Полномочия главы администрации свободной экономической зоны определяются настоящим Законом, уставом администрации свободной экономической зоны и иным законодательством.
Заместители главы администрации свободной экономической зоны назначаются на должность (освобождаются от должности) главой администрации свободной экономической зоны по согласованию с соответствующим областным (Минским городским) исполнительным комитетом.
Для решения входящих в компетенцию администрации свободной экономической зоны вопросов главой администрации свободной экономической зоны может создаваться совет администрации свободной экономической зоны. Полномочия и порядок работы совета администрации свободной экономической зоны определяются уставом свободной экономической зоны.
Статья 16. Полномочия администрации свободной экономической зоны
Администрация свободной экономической зоны:
принимает участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных единиц и вносит предложения при подготовке проектов местных бюджетов;
совместно с соответствующим областным (Минским городским) исполнительным комитетом организует работу по развитию свободной экономической зоны и реализует программы ее развития;
вносит предложения о подготовке нормативных правовых актов по вопросам функционирования свободной экономической зоны, в том числе по совершенствованию специального правового режима свободной экономической зоны;
выступает с инициативой изменения границ свободной экономической зоны, продления срока ее функционирования;
выступает заказчиком по проектированию и строительству объектов производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в границах свободной экономической зоны, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
осуществляет рекламную, информационную деятельность в Республике Беларусь и за рубежом в целях освещения условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне и привлечения иностранных и национальных инвесторов;
в установленном порядке рассматривает предложенные для реализации в свободной экономической зоне инвестиционные проекты;
осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в свободной экономической зоне, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков;
утверждает примерную форму договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
заключает (продлевает) договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне и осуществляет контроль за их выполнением;
регистрирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах;
получает от резидентов свободной экономической зоны установленные законодательством и договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне первичные статистические данные об их деятельности, а также иную информацию, связанную с их деятельностью в качестве резидентов свободной экономической зоны;
представляет интересы свободной экономической зоны в отношениях с государственными органами и иными организациями;
по согласованию с таможенным органом принимает решения об определении пределов свободной таможенной зоны, упразднении свободной таможенной зоны для конкретного резидента свободной экономической зоны;
выдает заключения о результатах реализации инвестиционного проекта резидента свободной экономической зоны;
принимает решение об утрате юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем статуса резидента свободной экономической зоны (далее – решение об утрате статуса);
в соответствии с законодательством распоряжается переданным ей в оперативное управление имуществом, в том числе выступает в качестве арендодателя в отношении указанного имущества;
разрабатывает проект положения о фонде развития свободной экономической зоны и в соответствии с законодательством распоряжается средствами данного фонда;
в пределах компетенции оказывает содействие в работе контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов;
осуществляет ведение реестра резидентов свободной экономической зоны;
обеспечивает размещение и своевременную актуализацию реестра резидентов свободной экономической зоны на официальном сайте администрации свободной экономической зоны в глобальной компьютерной сети Интернет;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом, уставом администрации свободной экономической зоны и иным законодательством.
Статья 17. Наблюдательный совет свободных экономических зон
В целях обеспечения гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов резидентов свободных экономических зон и иных организаций и индивидуальных предпринимателей Советом Министров Республики Беларусь может создаваться наблюдательный совет свободных экономических зон, куда входят главы администраций свободных экономических зон, представители Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, а также резидентов свободных экономических зон, иных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Персональный состав и положение о наблюдательном совете свободных экономических зон утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 18. Финансирование свободной экономической зоны. Фонд развития свободной экономической зоны
Финансирование создания и развития свободной экономической зоны, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживания имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации свободной экономической зоны, иных расходов, связанных с функционированием свободной экономической зоны, включая содержание ее администрации, осуществляется из республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.
Для финансирования инфраструктуры свободной экономической зоны, рекламной, издательской деятельности, материального стимулирования работников администрации свободной экономической зоны и других целей формируется фонд развития свободной экономической зоны.
Распоряжение средствами фонда развития свободной экономической зоны осуществляется администрацией свободной экономической зоны, которая для рационального использования поступающих средств создает совет фонда.
Конкретные источники формирования фонда развития свободной экономической зоны, направления расходования его средств, состав и полномочия совета фонда определяются положением о фонде развития свободной экономической зоны, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь по представлению администрации свободной экономической зоны.
ГЛАВА 5
РЕЗИДЕНТЫ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Статья 19. Регистрация в качестве резидента свободной экономической зоны
Регистрация в качестве резидента свободной экономической зоны осуществляется администрацией свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах, с учетом требований настоящей статьи.
За регистрацию в качестве резидента свободной экономической зоны взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами.
В качестве резидента свободной экономической зоны регистрируются только юридические лица Республики Беларусь или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной свободной экономической зоны, заключившие с администрацией свободной экономической зоны договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Для целей настоящего Закона под местом нахождения индивидуального предпринимателя понимается его место жительства, указанное в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны осуществляется путем внесения сведений о нем в реестр резидентов свободной экономической зоны в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на срок действия такого договора. В течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация свободной экономической зоны выдает свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, если иная форма не установлена уполномоченным органом Евразийского экономического союза.
Администрация свободной экономической зоны в течение двух рабочих дней со дня регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны направляет информацию об этом в Министерство экономики, Министерство юстиции, соответствующие инспекцию Министерства по налогам и сборам и орган государственной статистики, а также информирует иные государственные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
Министерство экономики в течение пяти рабочих дней со дня включения резидентов свободных экономических зон в реестр соответствующей свободной экономической зоны информирует об этом уполномоченный орган Евразийского экономического союза.
В случае отказа в регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны администрация свободной экономической зоны обязана в течение трех рабочих дней письменно уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении.
Отказ в регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны может быть обжалован юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в суд, рассматривающий экономические дела, в месячный срок со дня принятия соответствующего решения.
Статья 20. Общие условия деятельности резидентов свободной экономической зоны. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне
Резидент свободной экономической зоны осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, положением о свободной экономической зоне и иным законодательством, а также договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и администрацией свободной экономической зоны и определяет порядок и условия реализации резидентом свободной экономической зоны предложенного им инвестиционного проекта.
Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается на срок реализации инвестиционного проекта. Примерная форма договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне утверждается администрацией свободной экономической зоны.
Передача резидентом свободной экономической зоны прав и обязанностей по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не допускается, за исключением случая, указанного в части третьей статьи 21 настоящего Закона.
Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть продлен соглашением сторон по заявлению ее резидента, которое представляется в администрацию свободной экономической зоны не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного договора. К заявлению должен прилагаться бизнес-план реализуемого в свободной экономической зоне инвестиционного проекта, содержащий обоснование необходимости и возможности продолжения его реализации.
Администрация свободной экономической зоны рассматривает представленные документы в течение десяти рабочих дней со дня их подачи, принимает решение о продлении либо об отказе в продлении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и в течение трех рабочих дней письменно уведомляет резидента свободной экономической зоны о принятом решении.
В случае продления договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне одновременно продлевается срок регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны.
Администрация свободной экономической зоны в течение десяти рабочих дней со дня продления договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне сообщает о продлении срока регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны в государственные органы, указанные в части пятой статьи 19 настоящего Закона.
Решение об отказе в продлении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжаловано резидентом свободной экономической зоны в суд, рассматривающий экономические дела, в месячный срок со дня его принятия.
Резидент свободной экономической зоны вправе заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью за пределами свободной экономической зоны с соблюдением общих правил, установленных законодательством. При этом на такую деятельность не распространяется специальный правовой режим свободной экономической зоны.
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами, резидент свободной экономической зоны может заниматься только на основании лицензий, специальных разрешений (лицензий) либо при условии включения в специальный реестр.
Государство не несет ответственности по обязательствам резидентов свободных экономических зон, а резиденты свободных экономических зон – по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Статья 21. Реорганизация юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны
Сохранение или переход статуса резидента свободной экономической зоны при реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны, допускаются при его реорганизации лишь в форме присоединения к нему, либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, либо его преобразования.
При реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны, в форме присоединения к нему либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц статус резидента свободной экономической зоны сохраняется за реорганизованным юридическим лицом.
При реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента свободной экономической зоны, в форме преобразования статус резидента свободной экономической зоны переходит к вновь возникшему юридическому лицу с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Статья 22. Утрата статуса резидента свободной экономической зоны
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель утрачивают статус резидента свободной экономической зоны по следующим основаниям:
ликвидация свободной экономической зоны;
исключение из границ свободной экономической зоны территории с местом нахождения этих юридического лица или индивидуального предпринимателя;
ликвидация (прекращение деятельности) этого юридического лица (индивидуального предпринимателя);
реорганизация юридического лица в форме слияния, разделения, присоединения его к другому юридическому лицу;
изменение места нахождения этих юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае, если новое место нахождения располагается вне территории соответствующей свободной экономической зоны;
прекращение договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
принятие администрацией свободной экономической зоны решения об утрате статуса:
по заявлению резидента свободной экономической зоны;
в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением резидентом свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
в связи с несоблюдением юридическим лицом, являющимся резидентом свободной экономической зоны, сроков формирования уставного фонда;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Администрация свободной экономической зоны обязана не позднее чем за месяц до принятия решения об утрате статуса по основаниям, изложенным в абзацах десятом–двенадцатом части первой настоящей статьи, письменно уведомить резидента свободной экономической зоны о предстоящем решении с указанием основания для его принятия.
В случае принятия решения об утрате статуса по основаниям, изложенным в абзацах девятом–двенадцатом части первой настоящей статьи, администрация свободной экономической зоны обязана письменно уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Решение об утрате статуса, принятое по основаниям, изложенным в абзацах десятом–двенадцатом части первой настоящей статьи, может быть обжаловано юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в суд, рассматривающий экономические дела, в месячный срок со дня его принятия.
Сведения о резиденте свободной экономической зоны подлежат исключению из соответствующего реестра резидентов свободной экономической зоны:
датой возникновения оснований для утраты статуса резидента свободной экономической зоны, изложенных в абзацах втором, третьем, шестом и седьмом части первой настоящей статьи;
датой принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица или индивидуального предпринимателя из этого регистра в случае утраты статуса резидента свободной экономической зоны по основанию, изложенному в абзаце четвертом части первой настоящей статьи;
датой внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности юридического лица в случае утраты статуса резидента свободной экономической зоны по основанию, изложенному в абзаце пятом части первой настоящей статьи;
датой принятия администрацией свободной экономической зоны решения об утрате статуса по основаниям, изложенным в абзацах девятом–двенадцатом части первой настоящей статьи, если иная дата не указана в заявлении резидента свободной экономической зоны в случае утраты статуса резидента свободной экономической зоны по основанию, изложенному в абзаце девятом части первой настоящей статьи.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считаются утратившими статус резидента свободной экономической зоны после исключения сведений о них из реестра резидентов соответствующей свободной экономической зоны. При этом дата, с которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считаются утратившими статус резидента свободной экономической зоны, определяется в соответствии с частью пятой настоящей статьи.
Администрация свободной экономической зоны в течение двух рабочих дней со дня исключения сведений о резиденте свободной экономической зоны из реестра резидентов соответствующей свободной экономической зоны направляет информацию об этом в государственные органы, перечисленные в части пятой статьи 19 настоящего Закона, с указанием даты и основания утраты статуса резидента свободной экономической зоны.
Министерство экономики в течение пяти рабочих дней со дня утраты юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем статуса резидента свободной экономической зоны информирует об этом уполномоченный орган Евразийского экономического союза.
Утрата статуса резидента свободной экономической зоны влечет прекращение обязательств по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне и иным договорам, заключение которых обусловлено наличием у юридического лица или индивидуального предпринимателя статуса резидента свободной экономической зоны.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель со дня утраты статуса резидента свободной экономической зоны не вправе применять специальный правовой режим свободной экономической зоны, а также пользоваться государственными гарантиями резидентам свободной экономической зоны.
Свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны считается недействительным со дня утраты статуса резидента свободной экономической зоны. Указанное свидетельство подлежит возврату в администрацию свободной экономической зоны не позднее десяти рабочих дней со дня утраты статуса резидента свободной экономической зоны. В случае отсутствия подлинника этого свидетельства в администрацию свободной экономической зоны представляется заявление о его утере с приложением сведений о публикации объявления об утере свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны, размещенного в одном из печатных средств массовой информации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при утрате статуса резидента свободной экономической зоны могут ликвидироваться (прекратить свою деятельность) или продолжить свою деятельность на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством, без дополнительной государственной регистрации (перерегистрации).
В случае продолжения деятельности на общих основаниях юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, утратившими статус резидента свободной экономической зоны по основаниям, изложенным в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, договоры аренды предоставленных им земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, обязательства по которым прекращены в соответствии с частью девятой настоящей статьи, по желанию этих юридического лица или индивидуального предпринимателя должны быть перезаключены с ними на период не менее чем оставшиеся сроки аренды государственными органами и иными организациями, уполномоченными распоряжаться данным имуществом. При этом такие договоры, за исключением договоров аренды земельных участков, перезаключаются на прежних условиях.
ГЛАВА 6
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ РЕЗИДЕНТАМ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Статья 23. Особенности налогообложения в свободной экономической зоне
Особенности налогообложения в свободной экономической зоне устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, другими законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь.
Статья 24. Свободные таможенные зоны
На территории свободной экономической зоны для ее резидентов создаются свободные таможенные зоны, в пределах которых в установленном порядке применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Порядок создания и прекращения функционирования свободных таможенных зон, требования к их обустройству и оборудованию, обязанности владельцев свободных таможенных зон определяются законодательными актами.
Статья 25. Регулирование земельных отношений в свободной экономической зоне
Земельные отношения в свободной экономической зоне регулируются законодательством об охране и использовании земель.
Отношения по установлению, взиманию и использованию арендной платы за землю в свободной экономической зоне регулируются законодательными актами с учетом особенностей, установленных законодательством о свободных экономических зонах.
Статья 26. Регулирование трудовых и связанных с ними отношений в свободной экономической зоне
Трудовые и связанные с ними отношения в свободной экономической зоне регулируются законодательством о труде.
Обеспечение свободной экономической зоны трудовыми ресурсами осуществляется путем привлечения в приоритетном порядке местных трудовых ресурсов, а также по желанию нанимателя трудовых ресурсов из других регионов Республики Беларусь, привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством.
Статья 27. Государственные гарантии резидентам свободной экономической зоны
Законодательством о свободных экономических зонах и иным законодательством устанавливаются гарантии резидентам свободной экономической зоны.
На резидентов свободной экономической зоны распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством в сфере инвестиций.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |