УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 апреля 2006 г. № 277

О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 537 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 142, 1/7862) <P30600537>;

Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 630 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 179, 1/8023) <P30600630>;

Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2007 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 15, 1/8251) <P30700013>;

Указ Президента Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 41 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 28, 1/8295) <P30700041>;

Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2008 г. № 194 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 83, 1/9602) <P30800194>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 331 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 159, 1/10809) <P30900331>;

Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 664 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 3, 1/11258) <P30900664>;

Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 66, 1/11477) <P31000143>;

Указ Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2010 г. № 583 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 275, 1/12092) <P31000583>;

Указ Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 275 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 75, 1/12650) <P31100275>;

Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 383 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 99, 1/12797) <P31100383>;

Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2012 г. № 176 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 47, 1/13448) <P31200176>;

Указ Президента Республики Беларусь от 4 октября 2012 г. № 457 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.10.2012, 1/13805) <P31200457>;

Указ Президента Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 108 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.03.2013, 1/14121) <P31300108>;

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.11.2013, 1/14649) <P31300529>;

Указ Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 361 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2014, 1/15176) <P31400361>;

Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 12 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2016, 1/16233) <P31600012>;

Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 272 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 1/16546) <P31600272>;

Указ Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2023 г. № 126 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.04.2023, 1/20835) <P32300126> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 30 апреля 2023 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 23 июля 2023 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2023 г. № 126 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.04.2023, 1/20835) <P32300126> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 30 апреля 2023 г. и 23 июля 2023 г.

 

В целях усиления государственного регулирования рынка ценных бумаг и совершенствования законодательства по вопросам его функционирования:

1. Установить, что:

1.1. порядок эмиссии (выдачи), обращения и погашения ценных бумаг определяется:

Советом Министров Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления по всем видам ценных бумаг, включая особенности эмиссии (выдачи), обращения и погашения государственных ценных бумаг, ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов, за исключением ценных бумаг Национального банка, банковской сберегательной книжки на предъявителя, депозитных и сберегательных сертификатов;

Национальным банком по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг (далее – регулирующий орган), по ценным бумагам Национального банка, банковской сберегательной книжке на предъявителя, депозитным и сберегательным сертификатам;

1.2. регулирующий орган приостанавливает совершение и (или) исполнение сделок с ценными бумагами, в том числе с эмиссионными ценными бумагами эмитентов-нерезидентов, допущенными к размещению и (или) обращению на территории Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – ценные бумаги), в торговой системе организатора торговли ценными бумагами либо размещение и (или) обращение ценных бумаг на неорганизованном рынке путем вынесения предписания о приостановлении торгов определенным выпуском (частью выпуска) ценных бумаг или всеми ценными бумагами эмитента либо приостановлении размещения и (или) обращения ценных бумаг определенного выпуска (части выпуска) или всех ценных бумаг эмитента (далее – приостановление):

в случае признания в установленном законодательством порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным, а также приостановления или запрещения эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

в случае нарушения требований, установленных в подпунктах 1.7 и 1.8 настоящего пункта;

в случаях совершения действий (бездействия), указанных в части первой статьи 63 Закона Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг», выявления иных нарушений законодательства о ценных бумагах при осуществлении контроля за эмиссией (выдачей), обращением и погашением эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении камеральных проверок;

в иных случаях, установленных законодательными актами.

Решение о возобновлении торгов определенным выпуском (частью выпуска) ценных бумаг или всеми ценными бумагами эмитента либо возобновлении размещения и (или) обращения ценных бумаг определенного выпуска (части выпуска) или всех ценных бумаг эмитента принимается после устранения нарушений, повлекших приостановление.

Регулирующий орган приостанавливает совершение и (или) исполнение сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами и (или) на неорганизованном рынке путем вынесения предписания об отстранении от участия в торгах ценными бумагами или участия в размещении и (или) обращении ценных бумаг:

в случаях совершения действий (бездействия), указанных в части первой статьи 63 Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг», выявления иных нарушений законодательства о ценных бумагах при осуществлении контроля за эмиссией (выдачей), обращением и погашением эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении камеральных проверок;

в иных случаях, установленных законодательными актами.

Уполномоченное структурное подразделение регулирующего органа, осуществляющее исполнительные, контрольные, координирующие и регулирующие функции в части государственного регулирования рынка ценных бумаг, контроля за эмиссией (выдачей), обращением и погашением ценных бумаг (далее – уполномоченное структурное подразделение регулирующего органа), осуществляет действия, указанные в частях первой–третьей настоящего подпункта, в случае выявления нарушений законодательства о ценных бумагах не в ходе проведения проверки.

Территориальные органы регулирующего органа осуществляют действия, указанные в частях первой–четвертой настоящего подпункта, на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Регулирующий орган для реализации полномочий, предусмотренных в абзаце втором части четвертой статьи 8 Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг», настоящем Указе и иных законодательных актах, вправе на безвозмездной основе получать информацию из государственных цифровых платформ, информационных систем и ресурсов, баз и банков данных, в том числе путем удаленного доступа, с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, банковского законодательства и законодательства о государственных секретах.

Регулирующий орган устанавливает перечень ценных бумаг, сделки с которыми на организованном рынке вправе без посредничества профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – профессиональные участники) совершать лица, не являющиеся профессиональными участниками;

1.3. республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» является центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь (далее – центральный депозитарий);

1.4. раскрытие информации об эмиссии облигаций за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств (далее в настоящем подпункте – облигации) путем представления в регулирующий орган сведений по форме, установленной им, в десятидневный срок с даты начала размещения облигаций на территории иностранного государства осуществляется:

эмитентом облигаций, являющимся резидентом Республики Беларусь;

юридическим лицом Республики Беларусь, являющимся получателем средств в виде кредитов, займов, – в случае размещения облигаций, эмитируемых эмитентом-нерезидентом за пределами Республики Беларусь в целях направления таких средств юридическим лицам Республики Беларусь в виде кредитов, займов;

1.5. банки, небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) вправе осуществлять с облигациями эмитентов – юридических лиц, которых они обслуживают, профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам;

1.6. эмиссия стрип-облигаций осуществляется без учета положений, предусмотренных в подпункте 1.7 настоящего пункта.

Не допускается проведение:

процедуры стрипования в период осуществления эмитентом стрип-облигаций досрочного погашения (досрочного выкупа) данного выпуска стрип-облигаций;

досрочного погашения (досрочного выкупа) выпуска стрип-облигаций в период осуществления процедуры стрипования данного выпуска стрип-облигаций;

досрочного погашения стрипов, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем части четвертой и абзаце третьем части пятой подпункта 1.8 настоящего пункта;

1.7. исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом, и (или) поручительством, и (или) страхованием ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, и (или) правом требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости, или банковской гарантией, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.6, 1.8, 1.10 и 1.15 настоящего пункта.

Предметом залога по облигациям могут быть:

государственные ценные бумаги (за исключением именных приватизационных чеков «Имущество»), ценные бумаги Национального банка, облигации местных исполнительных и распорядительных органов, закладные, депозитные сертификаты, облигации банков, облигации Банка развития. При этом эмитент облигаций не вправе передавать в залог по облигациям ценные бумаги, эмитированные (выданные) данным эмитентом;

транспортные средства (в том числе дорожная, строительная и прочая специальная техника), зарегистрированные на территории Республики Беларусь (далее – транспортные средства);

недвижимое имущество, зарегистрированное в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – недвижимое имущество).

До передачи ценных бумаг, транспортных средств, недвижимого имущества в залог по облигациям проводятся в установленном законодательством порядке их независимая оценка и обязательная экспертиза достоверности независимой оценки (далее – экспертиза достоверности оценки).

По имуществу, обремененному залогом в качестве обеспечения исполнения обязательств по облигациям, до передачи которого в залог по облигациям экспертиза достоверности оценки не проводилась, уполномоченное структурное подразделение регулирующего органа вправе потребовать от эмитента облигаций проведения в определенном законодательством порядке в установленный срок экспертизы достоверности оценки.

Расходы на оплату услуг исполнителя экспертизы достоверности оценки относятся на счет эмитента облигаций.

Если в результате проведения экспертизы достоверности оценки сделан вывод о том, что результат независимой оценки не обоснован и (или) после устранения исполнителем оценки выявленных в рамках экспертизы достоверности оценки замечаний и (или) ошибок объем обязательств по облигациям превысит 80 процентов стоимости имущества, обремененного залогом в качестве обеспечения исполнения обязательств по облигациям, эмитент обязан в течение двух месяцев с даты получения заключения экспертизы достоверности оценки предоставить дополнительное обеспечение исполнения обязательств по облигациям, или произвести замену обеспечения в порядке, установленном законодательством, или осуществить досрочное погашение части выпуска облигаций в размере возникшей разницы.

Последующий залог ценных бумаг, транспортных средств, недвижимого имущества для обеспечения исполнения обязательств по облигациям, если он не запрещен предшествующими договорами о залоге указанного имущества либо если по предшествующему договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) не выдана закладная, допускается в случаях:

конвертации облигаций одного выпуска в облигации другого выпуска после получения эмитентом облигаций согласия их владельцев на конвертацию;

переоформления кредитов, ранее полученных эмитентом облигаций, в облигации при условии, что покупателем всех облигаций данного выпуска выступает банк-кредитор;

непревышения общего объема обязательств, обеспечиваемых залогом ценных бумаг, и (или) транспортных средств, и (или) недвижимого имущества, 80 процентов их стоимости.

Если предметом залога по облигациям являются ценные бумаги в бездокументарной форме, для обеспечения исполнения обязательств эмитента по облигациям осуществляется фиксация обременения залогом прав на эти ценные бумаги в депозитарной системе.

Ценные бумаги в документарной форме могут являться предметом залога по облигациям только при условии учета и хранения таких ценных бумаг в депозитарии. При этом договор залога может не заключаться.

При фиксации обременения залогом прав на ценные бумаги, являющиеся предметом залога по облигациям, в качестве сведений об их первоначальном залогодержателе указываются государственный регистрационный номер выпуска облигаций и информация о том, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций.

Если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом транспортных средств, договор залога может не заключаться. В этом случае залог возникает с даты государственной регистрации выпуска облигаций.

Если предметом залога по облигациям является недвижимое имущество:

дополнительно к документам, определенным в соответствии с законодательством, в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации ипотеки, эмитентом облигаций представляется копия проспекта эмиссии облигаций в виде электронного документа, или электронной копии документа на бумажном носителе, или копии на бумажном носителе;

копия проспекта эмиссии облигаций, указанная в абзаце втором настоящей части, должна содержать отметку, свидетельствующую о проведении в установленном порядке регистрации проспекта эмиссии облигаций;

в качестве сведений о залогодержателе указываются государственный регистрационный номер выпуска облигаций и информация о том, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций;

договор залога может не заключаться.

Если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается банковской гарантией, до государственной регистрации выпуска облигаций эмитент облигаций (далее, если не указано иное, – принципал) заключает с юридическим лицом Республики Беларусь (банком или небанковской кредитно-финансовой организацией) договор о выдаче банковской гарантии.

Договор о выдаче банковской гарантии:

должен предусматривать, что банковской гарантией обеспечивается исполнение обязательств принципала по облигациям всего выпуска;

должен предусматривать перечень обязательств, исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

должен включать обязанность принципала в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым будет обеспечиваться банковской гарантией, информировать банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию (далее, если не указано иное, – гарант) о факте такой регистрации и представить ему заявление о выдаче банковской гарантии;

должен содержать безусловное обязательство гаранта по выдаче банковской гарантии в пользу неопределенного круга лиц, являющихся владельцами облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается банковской гарантией, а также правопреемниками таких лиц (далее – бенефициары), не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения информации о государственной регистрации выпуска облигаций и заявления принципала о выдаче банковской гарантии;

должен предусматривать приобретение гарантом права регрессного требования к принципалу о возмещении денежных сумм, уплаченных по банковской гарантии бенефициарам;

не может быть расторгнут либо изменен до даты выдачи банковской гарантии, за исключением случаев, определенных Советом Министров Республики Беларусь либо уполномоченным им регулирующим органом.

Денежная сумма, подлежащая уплате по банковской гарантии, не может быть менее суммы номинальных стоимостей облигаций одного выпуска, исполнение обязательств по которым обеспечивается этой банковской гарантией.

Предел обязательств гаранта по банковской гарантии ограничивается денежной суммой, подлежащей уплате по банковской гарантии, и уменьшается на суммы:

каждого осуществленного гарантом платежа по банковской гарантии;

исполненных принципалом обязательств по выплате процентов и (или) иного вида дохода, установленных в проспекте эмиссии облигаций, в случае обеспечения банковской гарантией обязательств принципала по выплате процентов и (или) иного вида дохода;

обязательств, приходящихся на облигации, исключенные из Государственного реестра ценных бумаг.

Информация о банковской гарантии и копия выданной банковской гарантии направляются для включения в реестр банковских гарантий не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи банковской гарантии.

Выданная банковская гарантия хранится у гаранта, копии выданной банковской гарантии направляются им уполномоченному структурному подразделению регулирующего органа и принципалу не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, а также предоставляются бенефициару по его требованию. Принципал обеспечивает раскрытие информации о выданной банковской гарантии путем размещения этой банковской гарантии на едином портале финансового рынка и своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет вместе с зарегистрированным проспектом эмиссии облигаций.

Размещение облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается банковской гарантией, осуществляется после выдачи банковской гарантии.

Выдаваемая в обеспечение исполнения обязательств по облигациям банковская гарантия должна соответствовать требованиям законодательства, регулирующего выдачу и обращение банковских гарантий на территории Республики Беларусь, с учетом следующих особенностей (обязательных условий):

дата вступления в силу банковской гарантии должна соответствовать дате ее выдачи;

срок действия банковской гарантии должен не менее чем на три месяца превышать дату окончания срока обращения облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечено такой банковской гарантией;

наименование бенефициара не указывается;

банковская гарантия содержит условие о переходе к правопреемнику владельца облигаций права требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обязательства, во исполнение которого выдана банковская гарантия, бенефициар предъявляет гаранту в письменной форме требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в сумме, в которой указанные обязательства не были исполнены, с приложением выписки о состоянии счета «депо», подтверждающей права на облигации, и документов, предусмотренных банковской гарантией. Требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть получено гарантом не позднее срока действия банковской гарантии.

До предъявления требования гаранту о платеже по банковской гарантии бенефициар должен обратиться к принципалу с требованием исполнить обязательства по облигациям, срок исполнения которых наступил.

К неисполнению или ненадлежащему исполнению принципалом обязательства, во исполнение которого выдана банковская гарантия, приравнивается непредставление принципалом ответа бенефициару в течение тридцати дней со дня направления принципалу обращения с требованием исполнить обязательство по облигациям, срок исполнения которого наступил.

Гарант не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования об уплате денежной суммы (осуществлении платежа) по банковской гарантии и приложенных к нему документов, указанных в части двадцать первой настоящего подпункта, обязан принять решение об уплате бенефициару денежной суммы и осуществить платеж по банковской гарантии либо письменно уведомить бенефициара об отказе осуществить платеж с указанием причины отказа.

Если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается поручительством, до государственной регистрации выпуска облигаций эмитент облигаций заключает с юридическим лицом Республики Беларусь (поручителем) договор о предоставлении поручительства:

соответствующий проспекту эмиссии облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается поручительством;

содержащий безусловное обязательство поручителя по исполнению обязательств по облигациям солидарно с эмитентом облигаций в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения данных обязательств эмитентом.

Типовая форма договора о предоставлении поручительства утверждается регулирующим органом.

Договор о предоставлении поручительства не может быть расторгнут либо изменен с даты государственной регистрации выпуска облигаций до истечения одного года после окончания срока обращения облигаций этого выпуска, за исключением случая исполнения обязательств по облигациям в полном объеме, а также случаев, определенных Советом Министров Республики Беларусь либо уполномоченным им регулирующим органом.

Письменная форма договора поручительства считается соблюденной, а договор поручительства – заключенным с момента передачи облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечено поручительством, их владельцам.

Объем выпусков облигаций эмитента, исполнение обязательств по которым обеспечено поручительством, не может превышать 80 процентов стоимости чистых активов (размера нормативного капитала) поручителя, поручительством которого обеспечено исполнение обязательств эмитента облигаций, рассчитанной в соответствии с законодательством, уменьшенной на сумму предоставленного этим поручителем обеспечения исполнения обязательств в виде поручительства, а также на суммы гарантии, залога имущества и иных способов обеспечения этого поручителя, не прекращенных на дату определения стоимости чистых активов (размера нормативного капитала) поручителя.

В случае, если объем выпусков облигаций эмитента, исполнение обязательств по которым обеспечено поручительством, превысит 80 процентов стоимости чистых активов (размера нормативного капитала) поручителя, поручительством которого обеспечено исполнение обязательств эмитента облигаций, рассчитанной в соответствии с законодательством, уменьшенной на сумму предоставленного этим поручителем обеспечения исполнения обязательств в виде поручительства, а также на суммы гарантии, залога имущества и иных способов обеспечения этого поручителя, не прекращенных на дату определения стоимости чистых активов (размера нормативного капитала) поручителя, эмитент не позднее двух месяцев с даты, на которую определялась стоимость чистых активов (размер нормативного капитала) поручителя, обязан по своему выбору осуществить:

замену обеспечения исполнения обязательств по облигациям данного выпуска в порядке, установленном законодательством;

предоставление на сумму такого превышения дополнительного обеспечения;

досрочное погашение части данного выпуска облигаций в размере суммы этого превышения.

Обеспечение, указанное в абзацах втором и третьем части тридцатой настоящего подпункта, предоставляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в настоящем подпункте. В качестве такого обеспечения не может выступать страхование ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций.

Юридическое лицо не вправе выступать поручителем эмитента облигаций, если значения его коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, рассчитанных на последний календарный день последнего месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций этого эмитента облигаций, ниже нормативных значений коэффициентов платежеспособности, определенных в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается страхованием ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций, эмитент облигаций обязан заключить договор страхования до государственной регистрации выпуска облигаций.

Договор страхования не может быть расторгнут либо изменен с даты государственной регистрации выпуска облигаций до истечения шести месяцев после окончания срока обращения облигаций этого выпуска, за исключением случая исполнения обязательств по облигациям в полном объеме, а также случаев, определенных Советом Министров Республики Беларусь либо уполномоченным им регулирующим органом.

В дополнение к обеспечению, указанному в части первой настоящего подпункта, а также в случае эмиссии облигаций в соответствии с подпунктом 1.8 настоящего пункта эмитент либо иное лицо по соглашению с эмитентом вправе предоставить обеспечение (дополнительное обеспечение) инвестору, в том числе способами, отличными от указанных в части первой настоящего подпункта.

Сведения об обеспечении (дополнительном обеспечении), указанном в части тридцать пятой настоящего подпункта, должны быть включены эмитентом в договор с инвестором, в соответствии с которым инвестор приобретает такие облигации, либо в отдельное соглашение о предоставлении обеспечения;

1.8. эмиссия облигаций, за исключением облигаций, указанных в подпунктах 1.10 и 1.15 настоящего пункта, без учета положений, предусмотренных в подпункте 1.7 настоящего пункта (далее, если не указано иное, – необеспеченные облигации), может осуществляться в случаях, когда эмитентами таких облигаций являются:

банки, небанковские кредитно-финансовые организации, Банк развития, иные организации, которые отражают в бухгалтерском учете совершаемые ими операции и составляют бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее – иные организации, применяющие правила банковского бухгалтерского учета), при условии, что объем выпусков* необеспеченных облигаций, депозитарных облигаций, объем обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации в совокупности не превышают размера нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации, Банка развития, иной организации, применяющей правила банковского бухгалтерского учета, на первое число месяца, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций. При этом размещение необеспеченных облигаций среди физических лиц производится банком, небанковской кредитно-финансовой организацией при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предусматривающего право на привлечение денежных средств физических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);

местные исполнительные и распорядительные органы;

юридические лица, не имеющие убытков от текущей деятельности и чистых убытков на последний календарный день квартала, предшествующего кварталу, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций, а также по итогам каждого из двух полных календарных лет, предшествующих году, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций.

______________________________

* Для целей настоящего Указа под объемом выпуска облигаций понимается сумма номинальных стоимостей всех облигаций данного выпуска.

В случае, указанном в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта, объем выпусков необеспеченных облигаций и объем обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации в совокупности не могут превышать 80 процентов стоимости чистых активов эмитента облигаций, рассчитанной в соответствии с законодательством, уменьшенной на суммы предоставленного эмитентом обеспечения исполнения обязательств в виде поручительства, гарантии, залога имущества и иных способов обеспечения, не прекращенных на дату определения стоимости чистых активов (далее – лимит объема выпусков (объема обязательств по выпускам).

Эмиссия необеспеченных облигаций помимо случаев, указанных в части первой настоящего подпункта, может осуществляться в иных случаях, установленных законодательными актами.

В случае, если объем выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, депозитарных облигаций, объем обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, эмитента, указанного в абзаце втором части первой настоящего подпункта, в совокупности превысят размер нормативного капитала, эмитент не позднее двух месяцев с даты, на которую им определялся размер нормативного капитала, обязан по своему выбору осуществить:

предоставление на сумму такого превышения обеспечения (за исключением стрип-облигаций, стрипов);

досрочное погашение части выпуска (частей выпусков) облигаций в размере разницы, возникшей между совокупным объемом выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, депозитарных облигаций, объемом обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, и размером нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

В случае, если объем выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, и (или) объем обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, эмитента, указанного в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта, в совокупности превысят лимит объема выпусков (объема обязательств по выпускам), эмитент не позднее двух месяцев с даты, на которую им определялась стоимость чистых активов, обязан по своему выбору осуществить:

предоставление на сумму такого превышения обеспечения (за исключением стрип-облигаций, стрипов);

досрочное погашение части выпуска (частей выпусков) облигаций в размере разницы, возникшей между совокупным объемом выпусков необеспеченных облигаций, не исключенных из Государственного реестра ценных бумаг, и объемом обязательств по выпускам стрип-облигаций или выпускам стрипов на эти облигации, не исключенным из Государственного реестра ценных бумаг, и лимитом объема выпусков (объема обязательств по выпускам).

Обеспечение, указанное в абзаце втором части четвертой, абзаце втором части пятой настоящего подпункта, предоставляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в подпункте 1.7 настоящего пункта. В качестве такого обеспечения не может выступать страхование ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента облигаций.

Юридическими лицами, указанными в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта, а также поручителями, поручительством которых обеспечено исполнение обязательств эмитентов облигаций, определяется стоимость чистых активов на первое число каждого месяца с представлением расчета стоимости чистых активов и информации о суммах предоставленного обеспечения исполнения обязательств в виде поручительства, гарантии, залога имущества и иных способов обеспечения, не прекращенных на эту же дату, в регулирующий орган в установленном им порядке;

1.9. для государственной регистрации выпуска облигаций юридическими лицами, за исключением местных исполнительных и распорядительных органов, страховых организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, дополнительно к документам, предусмотренным законодательством, представляется расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, произведенный в порядке, установленном законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), на последний календарный день последнего месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций.

Если значения коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, рассчитанных на последний календарный день последнего месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций, ниже нормативных значений коэффициентов платежеспособности, определенных в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), юридическим лицам, указанным в части первой настоящего подпункта, отказывается в государственной регистрации выпуска облигаций;

1.10. юридические лица вправе осуществлять эмиссию биржевых облигаций при соблюдении следующих условий:

стоимость чистых активов юридического лица на первое число месяца, в котором утвержден проспект эмиссии биржевых облигаций, составляет не менее 100 тыс. базовых величин (для банка, небанковской кредитно-финансовой организации – наличие нормативного капитала на первое число месяца, в котором утвержден проспект эмиссии биржевых облигаций, в размере не менее минимального размера нормативного капитала, установленного Национальным банком для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций соответственно, для Банка развития, иной организации, применяющей правила банковского бухгалтерского учета, – наличие нормативного капитала в размере не менее 500 тыс. базовых величин);

юридическое лицо не имеет убытка от текущей деятельности и чистого убытка (за исключением банка, небанковской кредитно-финансовой организации, Банка развития, иной организации, применяющей правила банковского бухгалтерского учета) или убытка (для банка, небанковской кредитно-финансовой организации, Банка развития, иной организации, применяющей правила банковского бухгалтерского учета) на последний календарный день квартала, предшествующего кварталу, в котором утвержден проспект эмиссии биржевых облигаций, а также по итогам каждого из двух полных календарных лет, предшествующих году, в котором утвержден проспект эмиссии биржевых облигаций (в случае осуществления юридическим лицом деятельности менее трех лет – за весь период его деятельности).

Эмиссия биржевых облигаций осуществляется без учета положений, предусмотренных в подпункте 1.7 настоящего пункта.

Фондовая биржа не вправе осуществлять регистрацию выпуска биржевых облигаций в соответствии с проспектом эмиссии биржевых облигаций, утвержденным на несколько выпусков биржевых облигаций, в случае, если на дату утверждения соответствующей специальной части указанного проспекта эмиссии, относящейся к данному выпуску биржевых облигаций, не соблюдены условия, определенные в части первой настоящего подпункта.

Требования владельцев биржевых облигаций, включая требования по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по биржевым облигациям, в том числе в случае открытия в отношении эмитента биржевых облигаций конкурсного либо ликвидационного производства, удовлетворяются при условии отсутствия неудовлетворенных требований владельцев иных облигаций этого эмитента, не являющихся биржевыми облигациями (за исключением требований владельцев депозитарных облигаций, эмитированных этим эмитентом биржевых облигаций);

1.11. если иное не определено Президентом Республики Беларусь, государственная регистрация выпуска облигаций, регистрация выпуска биржевых облигаций допускаются при условии представления в уполномоченное структурное подразделение регулирующего органа (в фондовую биржу – в отношении биржевых облигаций) аудиторского заключения, содержащего выраженное аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) немодифицированное аудиторское мнение, по годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

юридического лица, намеревающегося осуществить эмиссию необеспеченных или биржевых облигаций, за отчетный год, предшествующий году, в котором указанное юридическое лицо обратилось за осуществлением государственной регистрации (регистрации) выпуска облигаций;

поручителя, поручительством которого обеспечивается исполнение обязательств по облигациям юридического лица, намеревающегося осуществить эмиссию таких облигаций, за отчетный год, предшествующий году, в котором такое юридическое лицо обратилось за осуществлением государственной регистрации выпуска облигаций.

Замена поручителя, предоставление дополнительного поручительства по обязательствам эмитента по облигациям осуществляются в случаях, установленных законодательством, и при условии представления в отношении нового поручителя аудиторского заключения, указанного в части первой настоящего подпункта, за отчетный год, предшествующий году, в котором осуществляются замена поручителя и (или) предоставление дополнительного поручительства по таким обязательствам.

Составленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность эмитента необеспеченных и биржевых облигаций, поручителя, поручительством которого обеспечивается исполнение обязательств эмитента по облигациям, подлежит обязательному аудиту с периодичностью, установленной регулирующим органом, если такая периодичность не установлена законодательством об аудиторской деятельности.

Аудиторские заключения, составляемые в случаях, указанных в частях первой–третьей настоящего подпункта, раскрываются в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах;

1.12. юридические и физические лица вправе получать конфиденциальную информацию о депонентах в случаях, предусмотренных настоящим Указом и иными законодательными актами.

Регулирующий орган либо его уполномоченное структурное подразделение представляет сведения, составляющие конфиденциальную информацию о депонентах, полученные им в соответствии с законодательством, в государственные органы и иным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом, облисполкомы и Минский горисполком вправе получать конфиденциальную информацию о депонентах, сведения, внесенные в реестр владельцев ценных бумаг, в части:

акций акционерных обществ с долей государства в уставном фонде;

акционерных обществ, названных в части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц».

Регулирующий орган либо его уполномоченное структурное подразделение ежеквартально представляет в электронной форме в республиканский орган государственного управления в области государственной статистики сведения, внесенные в реестры владельцев акций акционерных обществ.

Порядок представления сведений из реестров владельцев акций, указанных в части четвертой настоящего подпункта, их формы и форматы устанавливаются в соглашении между республиканским органом государственного управления в области государственной статистики и регулирующим органом.

Депозитариями в порядке, определяемом регулирующим органом, представляется центральному депозитарию конфиденциальная информация о депонентах в части:

акций акционерных обществ, указанных в части третьей настоящего подпункта, для последующего представления этой информации в республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом, облисполкомы и Минский горисполком;

ценных бумаг эмитента для последующего представления данной информации депозитарию эмитента при формировании реестра владельцев ценных бумаг этого эмитента.

Использование информации, указанной в настоящем подпункте, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами;

1.13. юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, Банка развития, иных организаций, применяющих правила банковского бухгалтерского учета, определяется стоимость чистых активов на первое число каждого месяца с представлением в установленном порядке таких сведений в уполномоченное структурное подразделение регулирующего органа;

1.14. залог акций юридических лиц Республики Беларусь осуществляется без передачи залогодержателю прав, удостоверяемых этими ценными бумагами.

Запрещается заключение договоров:

мены, предусматривающих передачу акций открытого акционерного общества Республики Беларусь, за исключением случаев обмена именных приватизационных чеков «Имущество» на акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также иных случаев, установленных Президентом Республики Беларусь;

займа, предусматривающих передачу акций акционерного общества Республики Беларусь, за исключением случаев совершения юридическим лицом, осуществляющим брокерскую деятельность, маржинальных сделок, юридическим лицом, осуществляющим клиринговую деятельность, сделок в целях обеспечения расчетов по сделкам с ценными бумагами, а также иных случаев, установленных законодательными актами.

Дарение акций юридических лиц Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами, может осуществляться только:

Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам);

лицам, являющимся по отношению к дарителю родителями, детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), супругом (супругой), родителями супруга (супруги), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, сводными братьями и сестрами, внуками, бабкой, дедом;

1.15. юридические лица, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, Банка развития и иных организаций, применяющих правила банковского бухгалтерского учета, вправе осуществлять эмиссию депозитарных облигаций при условии, что объявленный в уставе юридического лица уставный фонд сформирован.

Банки, небанковские кредитно-финансовые организации, Банк развития и иные организации, применяющие правила банковского бухгалтерского учета, вправе в пределах размера нормативного капитала на первое число месяца, в котором утвержден проспект эмиссии облигаций, осуществлять эмиссию депозитарных облигаций при условии:

соблюдения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, Банком развития, иной организацией, применяющей правила банковского бухгалтерского учета, требования к объему выпусков облигаций, указанного в абзаце втором части первой подпункта 1.8 настоящего пункта;

отсутствия убытка на последний календарный день квартала, предшествующего кварталу, в котором утвержден проспект эмиссии депозитарных облигаций;

отсутствия убытка по итогам каждого из двух полных календарных лет, предшествующих году, в котором утвержден проспект эмиссии депозитарных облигаций (в случае осуществления деятельности менее трех лет – за весь период деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, Банка развития, иной организации, применяющей правила банковского бухгалтерского учета).

Эмиссия депозитарных облигаций осуществляется без учета положений, предусмотренных в подпунктах 1.7–1.9 настоящего пункта.

При этом размещение депозитарных облигаций среди квалифицированных инвесторов – физических лиц производится банком, небанковской кредитно-финансовой организацией при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предусматривающего право на привлечение денежных средств физических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты).

Требования владельцев депозитарных облигаций, включая требования по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по депозитарным облигациям, в том числе в случае открытия в отношении эмитента депозитарных облигаций конкурсного либо ликвидационного производства, удовлетворяются при условии отсутствия неудовлетворенных требований владельцев иных облигаций этого эмитента;

1.16. участниками торгов ценными бумагами помимо лиц, указанных в части первой статьи 36, части первой статьи 38 и части первой статьи 39 Закона Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг», вправе выступать юридические и физические лица, перечень которых устанавливается регулирующим органом, после допуска этих лиц к торгам в порядке и на условиях, установленных организатором торговли ценными бумагами, в том числе фондовой биржей.

Юридические лица – нерезиденты, имеющие право осуществлять профессиональную деятельность по ценным бумагам в соответствии с иностранным правом, соответствующие требованиям, установленным регулирующим органом, допускаются к торгам на фондовой бирже для совершения сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, и (или) от своего имени и за счет клиента, и (или) от своего имени и в интересах клиента (в интересах третьего лица, указанного клиентом), не являющегося резидентом Республики Беларусь, в порядке и на условиях, установленных фондовой биржей, без:

открытия обособленного структурного подразделения иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь в форме филиала;

наличия лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, предоставленной Министерством финансов;

1.17. учитываются отдельно от собственных денежных средств профессиональных участников с учетом положений части второй настоящего подпункта денежные средства, поступающие профессиональным участникам:

в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

на основании заключенных:

договоров поручения, комиссии или доверительного управления ценными бумагами, депозитарных договоров;

иных договоров, предусматривающих выполнение работ и (или) оказание услуг профессиональными участниками по осуществлению посреднических операций с ценными бумагами (в том числе операций по выкупу и погашению ценных бумаг эмитентов, выплате доходов по ним, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли ценными бумагами) и оказание услуг, связанных с такими операциями.

Денежные средства, указанные в части первой настоящего подпункта (далее – денежные средства, подлежащие раздельному учету), поступившие в белорусских рублях, учитываются отдельно от денежных средств, подлежащих раздельному учету, поступивших в соответствующей иностранной валюте.

Денежные средства, подлежащие раздельному учету, используются по целевому назначению, определенному договорами, указанными в абзацах четвертом и пятом части первой настоящего подпункта, либо законодательством о ценных бумагах.

Не допускается расходование денежных средств, подлежащих раздельному учету, на цели, не предусмотренные в договорах, указанных в абзацах четвертом и пятом части первой настоящего подпункта, либо не определенные законодательством о ценных бумагах.

Порядок осуществления раздельного учета и представления отчетности профессиональными участниками по денежным средствам, подлежащим раздельному учету, определяется совместными решениями регулирующего органа и Национального банка.

Денежные средства, подлежащие раздельному учету, поступающие профессиональным участникам, не являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, Банком развития, иными организациями, применяющими правила банковского бухгалтерского учета (далее – небанковские профессиональные участники), зачисляются на текущие (расчетные) банковские счета со специальным режимом функционирования (далее – специальные счета небанковского профессионального участника), особенности функционирования которых определены в приложении 1.

Осуществление небанковскими профессиональными участниками профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с использованием денежных средств, подлежащих раздельному учету, без открытия специальных счетов небанковского профессионального участника не допускается;

1.18. денежные средства, поступающие акционерному обществу, не являющемуся банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, Банком развития, иной организацией, применяющей правила банковского бухгалтерского учета (далее – небанковское акционерное общество), в оплату размещаемых им акций, зачисляются на текущие (расчетные) банковские счета со специальным режимом функционирования (далее – специальные счета небанковского акционерного общества), особенности функционирования которых определены в приложении 2.

Денежные средства, указанные в части первой настоящего подпункта, поступившие в белорусских рублях, учитываются отдельно от денежных средств, указанных в части первой настоящего подпункта, поступивших в соответствующей иностранной валюте;

1.19. раскрытие информации на рынке ценных бумаг путем ее размещения на едином портале финансового рынка и (или) представления в регулирующий орган (в том числе в территориальные органы регулирующего органа) либо уполномоченное структурное подразделение регулирующего органа в электронном виде осуществляется посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе (без взимания платы);

1.20. разрешается использование иностранной валюты в безналичной форме между центральным депозитарием и его депонентами, центральным депозитарием и депозитариями, депозитариями и их депонентами по операциям с ценными бумагами эмитентов-нерезидентов, права на которые, ограничения (обременения) этих прав учитываются в депозитарной системе Республики Беларусь, при погашении таких ценных бумаг, досрочном выкупе и выплате дохода по ним.

2. Утратил силу.

3. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 530);

Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 228 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 44, 1/1232);

абзац девятый пункта 12 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 1/2748);

пункт 7 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 355 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 120, 1/5713).

4. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку в трехмесячный срок принять меры по реализации настоящего Указа.

5. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок в установленном порядке внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений:

в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года, обеспечивающих распространение установленной административной ответственности на нарушения требований, предусмотренных в подпунктах 1.4 и 1.6 пункта 1 настоящего Указа;

в Уголовный кодекс Республики Беларусь, обеспечивающих распространение установленной уголовной ответственности на незаконное внесение депозитарием эмитента изменений в реестр владельцев ценных бумаг либо его уничтожение, а также за незаконное использование и распространение информации, указанной в части первой подпункта 1.6 пункта 1 данного Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 июля 2006 г., за исключением подпункта 1.2 пункта 1, который вступает в силу с 1 января 2008 г., пунктов 4, 5 и данного пункта, которые вступают в силу со дня подписания этого Указа.

 

 

Приложение 1

к Указу Президента
Республики Беларусь
28.04.2006 № 277
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
27.04.2023 № 126)

ОСОБЕННОСТИ
функционирования специальных счетов небанковского профессионального участника

1. Специальные счета небанковского профессионального участника открываются банками независимо от наличия в банках принятых (вынесенных) уполномоченными в соответствии с законодательными актами органами (должностными лицами):

решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам небанковского профессионального участника;

постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах небанковского профессионального участника.

По выбору небанковского профессионального участника могут быть открыты:

один специальный счет небанковского профессионального участника в белорусских рублях и (или) соответствующей иностранной валюте для учета денежных средств, подлежащих раздельному учету, всех его клиентов;

отдельные специальные счета небанковского профессионального участника в белорусских рублях и (или) соответствующей иностранной валюте для учета денежных средств, подлежащих раздельному учету, каждого из его клиентов.

2. Источником формирования средств на специальных счетах небанковского профессионального участника являются денежные средства, подлежащие раздельному учету.

3. Если иное не определено в пункте 9 настоящего приложения, денежные средства, зачисленные на специальные счета небанковского профессионального участника:

используются по целевому назначению, определенному договорами, названными в абзацах четвертом и пятом части первой подпункта 1.17 пункта 1 настоящего Указа (далее – договоры), либо законодательством о ценных бумагах;

в результате технической ошибки, списываются с этих счетов в порядке, установленном банковским законодательством;

при получении небанковским профессиональным участником предписания судебного исполнителя об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество, причитающиеся должнику, являющемуся клиентом этого небанковского профессионального участника, и находящиеся у третьих лиц, небанковский профессиональный участник не позднее дня, следующего за днем поступления данного предписания, перечисляет на счет органа принудительного исполнения денежные средства названного клиента, числящиеся на специальном счете небанковского профессионального участника, в сумме, указанной в данном предписании, до уведомления судебным исполнителем об отмене такого предписания;

при получении небанковским профессиональным участником копии постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, о наложении ареста на денежные средства и иное имущество клиента этого небанковского профессионального участника небанковский профессиональный участник прекращает операции с денежными средствами такого клиента в полном объеме либо в пределах суммы, определенной органом, ведущим уголовный процесс.

4. Не допускаются:

расходование со специальных счетов небанковского профессионального участника денежных средств на цели, не предусмотренные в договоре, либо не определенные законодательством о ценных бумагах, либо не указанные в пункте 9 настоящего приложения;

перечисление на специальные счета небанковского профессионального участника иных денежных средств, кроме денежных средств, подлежащих раздельному учету.

Банки не осуществляют контроль за соблюдением небанковскими профессиональными участниками норм, содержащихся в части первой настоящего пункта.

5. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, размещенные на специальных счетах небанковского профессионального участника, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по специальным счетам небанковского профессионального участника не осуществляется.

6. Требования, определенные в пункте 5 настоящего приложения, не распространяются на случаи, предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, иной деятельности, причиняющей вред национальной безопасности, а также на случаи, предусмотренные в абзаце пятом пункта 3 настоящего приложения.

7. Денежные средства в необоснованно зачисленной на специальный счет небанковского профессионального участника сумме в течение пяти рабочих дней с даты их зачисления небанковский профессиональный участник обязан возвратить лицу, их необоснованно перечислившему (внесшему).

Остаток неиспользованных денежных средств, образовавшийся на специальном счете небанковского профессионального участника, после исполнения обязательств, определенных договорами либо законодательством о ценных бумагах, а также на момент закрытия специального счета, небанковский профессиональный участник обязан возвратить:

клиентам небанковского профессионального участника;

лицам, осуществившим зачисление этих денежных средств на специальный счет небанковского профессионального участника в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

8. Небанковский профессиональный участник после исполнения обязательств, определенных договорами либо законодательством о ценных бумагах, а также в случае отсутствия денежных средств, подлежащих раздельному учету, на специальном счете в течение одного года и в иных случаях, предусмотренных договорами и (или) законодательством о ценных бумагах, вправе направить в банки заявления о закрытии специальных счетов.

Небанковский профессиональный участник обязан направить в банки заявления о закрытии специальных счетов не позднее десяти рабочих дней со дня:

принятия (вынесения) решения о ликвидации небанковского профессионального участника, открытии конкурсного производства в отношении небанковского профессионального участника;

прекращения лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, составляющие работы и услуги по которой соответствуют направлению деятельности небанковского профессионального участника, в рамках которой был открыт специальный счет.

9. При принятии (вынесении) решения о реорганизации небанковского профессионального участника в форме преобразования все специальные счета закрываются. Небанковский профессиональный участник – владелец закрываемых специальных счетов в течение десяти рабочих дней со дня принятия (вынесения) соответствующего решения обязан:

направить в банки заявления о закрытии специальных счетов;

перечислить остатки денежных средств с закрываемых специальных счетов на специальные счета вновь возникшего небанковского профессионального участника.

При принятии (вынесении) решения о реорганизации небанковского профессионального участника в форме слияния все специальные счета закрываются. Небанковские профессиональные участники – владельцы закрываемых специальных счетов в течение десяти рабочих дней со дня принятия (вынесения) соответствующего решения обязаны направить в банки заявления о закрытии специальных счетов, а также остатки денежных средств с закрываемых специальных счетов:

перечислить на специальные счета вновь возникшего небанковского профессионального участника – в случае, если вновь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо является небанковским профессиональным участником;

возвратить клиентам небанковского профессионального участника и (или) лицам, осуществившим зачисление этих денежных средств на закрываемые специальные счета небанковского профессионального участника в соответствии с законодательством о ценных бумагах, – в случае, если вновь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо не является небанковским профессиональным участником.

При принятии (вынесении) решения о реорганизации небанковского профессионального участника в форме присоединения присоединяемый небанковский профессиональный участник в течение десяти рабочих дней со дня принятия (вынесения) соответствующего решения обязан направить в банк заявление о закрытии специальных счетов, а также остаток денежных средств с закрываемых специальных счетов:

перечислить на специальные счета небанковского профессионального участника, к которому осуществляется присоединение, – в случае, если лицо, к которому осуществляется присоединение, является небанковским профессиональным участником;

возвратить клиентам небанковского профессионального участника и (или) лицам, осуществившим зачисление этих денежных средств на закрываемые специальные счета небанковского профессионального участника в соответствии с законодательством о ценных бумагах, – в случае, если лицо, к которому осуществляется присоединение, не является небанковским профессиональным участником.

При принятии (вынесении) решения о реорганизации небанковского профессионального участника в форме разделения небанковский профессиональный участник в течение десяти рабочих дней со дня принятия (вынесения) соответствующего решения обязан направить в банк заявление о закрытии специальных счетов, а также остаток денежных средств с закрываемых специальных счетов:

перечислить на специальные счета вновь возникших небанковских профессиональных участников – в случае, если вновь возникшие в результате реорганизации юридические лица являются небанковскими профессиональными участниками;

возвратить клиентам небанковского профессионального участника и (или) лицам, осуществившим зачисление этих денежных средств на закрываемые специальные счета небанковского профессионального участника в соответствии с законодательством о ценных бумагах, – в случае, если ни одно из возникших в результате реорганизации юридических лиц не является небанковским профессиональным участником.

При принятии (вынесении) решения о реорганизации небанковского профессионального участника в форме выделения небанковский профессиональный участник вправе перечислить часть остатка денежных средств со специальных счетов на специальные счета вновь возникших в результате реорганизации небанковских профессиональных участников.

10. Взыскание денежных средств в бесспорном порядке со специальных счетов небанковского профессионального участника, принявшего решение о ликвидации, не осуществляется.

11. При наличии к специальным счетам ликвидируемого небанковского профессионального участника либо небанковского профессионального участника, в отношении которого принято решение об открытии конкурсного производства, постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, решений (постановлений) о приостановлении операций по специальным счетам ликвидационная комиссия (ликвидатор), антикризисный управляющий обращаются в уполномоченный орган (к должностному лицу) с заявлением об их отмене.

Уполномоченный орган (должностное лицо) в течение месяца с даты поступления заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора), антикризисного управляющего выносит постановление (определение) об отмене постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, решение (постановление) об отмене решения (постановления) о приостановлении операций по специальным счетам, которые направляются ликвидационной комиссии (ликвидатору), антикризисному управляющему, в обслуживающий банк и (или) соответствующую автоматизированную информационную систему, либо отказывает в их отмене, о чем в письменной форме сообщает ликвидационной комиссии (ликвидатору), антикризисному управляющему.

Отказ уполномоченного органа (должностного лица) в отмене постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, решений (постановлений) о приостановлении операций по специальным счетам может быть обжалован ликвидационной комиссией (ликвидатором), антикризисным управляющим в суд, если иное не установлено законодательными актами.

12. Возложить персональную ответственность за:

неправомерное обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах небанковского профессионального участника, – на лиц, осуществляющих такое взыскание;

необоснованное приостановление операций по специальным счетам небанковского профессионального участника, наложение ареста на находящиеся на них денежные средства – на должностных лиц уполномоченных органов, осуществляющих приостановление операций, наложение ареста;

несоблюдение требований, установленных в пункте 2, абзацах втором, четвертом и пятом пункта 3, части первой пункта 4, пункте 7, части второй пункта 8 и пункте 9 настоящего приложения, – на руководителей небанковских профессиональных участников.

 

 

Приложение 2

к Указу Президента
Республики Беларусь
28.04.2006 № 277
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
27.04.2023 № 126)

ОСОБЕННОСТИ
функционирования специальных счетов небанковского акционерного общества

1. Специальные счета небанковского акционерного общества открываются банками независимо от наличия в банках принятых (вынесенных) уполномоченными в соответствии с законодательными актами органами (должностными лицами):

решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам небанковского акционерного общества;

постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах небанковского акционерного общества.

2. На специальные счета небанковского акционерного общества зачисляются денежные средства, поступающие акционерному обществу в оплату размещаемых им акций.

Допускается открытие не более одного специального счета небанковского акционерного общества в белорусских рублях и соответствующей иностранной валюте в рамках эмиссии акций.

3. Денежные средства, зачисленные на специальные счета небанковского акционерного общества:

используются на формирование (увеличение) уставного фонда небанковского акционерного общества;

в результате технической ошибки, списываются с этих счетов в порядке, установленном банковским законодательством;

при получении небанковским акционерным обществом предписания судебного исполнителя об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество, причитающиеся должнику, являющемуся лицом, внесшим на специальный счет небанковского акционерного общества денежные средства в оплату размещаемых им акций (далее – инвестор), и находящиеся у третьих лиц, небанковское акционерное общество не позднее дня, следующего за днем поступления данного предписания, перечисляет на счет органа принудительного исполнения денежные средства такого инвестора, числящиеся на специальном счете небанковского акционерного общества, в сумме, определенной в данном предписании, до уведомления судебным исполнителем об отмене такого предписания;

при получении небанковским акционерным обществом копии постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, о наложении ареста на денежные средства инвестора небанковское акционерное общество прекращает операции с денежными средствами такого инвестора в полном объеме либо в пределах суммы, определенной органом, ведущим уголовный процесс.

4. Не допускаются:

расходование до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах, денежных средств, находящихся на специальных счетах небанковского акционерного общества, на цели, не предусмотренные в абзаце втором пункта 3 настоящего приложения, за исключением списания средств в случаях, указанных в абзацах втором и третьем пункта 7 настоящего приложения;

перечисление на специальные счета небанковского акционерного общества иных денежных средств, кроме денежных средств, поступающих акционерному обществу в оплату размещаемых им акций.

Банки не осуществляют контроль за соблюдением небанковскими акционерными обществами норм, содержащихся в части первой настоящего пункта.

5. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, размещенные на специальных счетах, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по специальным счетам небанковского акционерного общества не осуществляется.

6. Требования, определенные в пункте 5 настоящего приложения, не распространяются на случаи, предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, иной деятельности, причиняющей вред национальной безопасности, а также на случаи, предусмотренные в абзаце пятом пункта 3 настоящего приложения.

7. Небанковским акционерным обществом:

денежные средства в необоснованно зачисленной на специальный счет небанковского акционерного общества сумме в течение пяти рабочих дней с даты их зачисления на специальный счет возвращаются лицу, перечислившему (внесшему) указанные денежные средства;

внесенные на специальный счет небанковского акционерного общества денежные средства в оплату размещаемых небанковским акционерным обществом акций, возвращаемые инвесторам, их внесшим, в связи с принятием (вынесением) решения о реорганизации этого небанковского акционерного общества, признанием эмиссии акций несостоявшейся, признанием выпуска (дополнительного выпуска) акций недействительным, запрещением эмиссии акций или расторжением договора с инвестором, в соответствии с которым осуществлялось размещение данных акций, не позднее дня, следующего за днем соответственно принятия (вынесения) решения о реорганизации этого небанковского акционерного общества, признания эмиссии акций несостоявшейся, признания выпуска (дополнительного выпуска) акций недействительным, запрещения эмиссии акций или расторжения соответствующего договора, возвращаются инвесторам, перечислившим (внесшим) такие денежные средства;

денежные средства, за счет которых осуществлена оплата акций небанковского акционерного общества в случае признания эмиссии акций состоявшейся, не позднее дня, следующего за днем признания эмиссии акций состоявшейся, перечисляются на текущие (расчетные) банковские счета небанковского акционерного общества.

8. Небанковское акционерное общество обязано направить в банк заявление о закрытии специального счета небанковского акционерного общества в течение десяти рабочих дней со дня:

завершения эмиссии акций, в рамках которой он был открыт;

принятия (вынесения) решения о ликвидации этого небанковского акционерного общества, его реорганизации, открытии конкурсного производства в отношении небанковского акционерного общества.

9. Взыскание денежных средств в бесспорном порядке со специальных счетов небанковского акционерного общества, принявшего решение о ликвидации, не осуществляется.

10. При наличии к специальным счетам ликвидируемого небанковского акционерного общества либо небанковского акционерного общества, в отношении которого принято решение об открытии конкурсного производства, постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, решений (постановлений) о приостановлении операций по специальным счетам ликвидационная комиссия (ликвидатор), антикризисный управляющий обращаются в уполномоченный орган (к должностному лицу) с заявлением об их отмене.

Уполномоченный орган (должностное лицо) в течение месяца с даты поступления заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора), антикризисного управляющего выносит постановление (определение) об отмене постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, решение (постановление) об отмене решения (постановления) о приостановлении операций по специальным счетам, которые направляются ликвидационной комиссии (ликвидатору), антикризисному управляющему, в обслуживающий банк и (или) соответствующую автоматизированную информационную систему, либо отказывает в их отмене, о чем в письменной форме сообщает ликвидационной комиссии (ликвидатору), антикризисному управляющему.

Отказ уполномоченного органа (должностного лица) в отмене постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, решений (постановлений) о приостановлении операций по специальным счетам может быть обжалован ликвидационной комиссией (ликвидатором), антикризисным управляющим в суд, если иное не установлено законодательными актами.

11. Возложить персональную ответственность за:

неправомерное обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах небанковского акционерного общества, – на лиц, осуществляющих такое взыскание;

необоснованное приостановление операций по специальным счетам небанковского акционерного общества, наложение ареста на находящиеся на них денежные средства – на должностных лиц уполномоченных органов, осуществляющих приостановление операций, наложение ареста;

несоблюдение требований, установленных в пункте 2, абзацах втором, четвертом и пятом пункта 3, части первой пункта 4, пунктах 7 и 8 настоящего приложения, – на руководителей небанковских акционерных обществ.

 

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко