УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 марта 2022 г. № 93

О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2022 г. № 386 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2022, 1/20590) <P32200386>;

Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2022 г. № 430 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2022, 1/20640) <P32200430> - вступает в силу 1 января 2023 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 462 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2023, 1/20676) <P32200462>;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2023 г. № 326 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.10.2023, 1/21070) <P32300326> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 октября 2023 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 20 ноября 2023 г. и 22 января 2024 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2023 г. № 326 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.10.2023, 1/21070) <P32300326> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 октября 2023 г. и 20 ноября 2023 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 22 января 2024 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2023 г. № 326 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.10.2023, 1/21070) <P32300326> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 октября 2023 г., 20 ноября 2023 г. и 22 января 2024 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 13 марта 2024 г. № 91 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.03.2024, 1/21271) <P32400091>

 

(Извлечение)

 

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь и в целях создания условий для повышения внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической стабильности, постановляю:

1. Для служебного пользования.

2. Установить, что:

2.1. для служебного пользования;

2.2. для служебного пользования;

2.3. для служебного пользования;

2.4. для служебного пользования;

2.5. для служебного пользования;

2.6. для служебного пользования;

2.7. остатки средств инновационных фондов Брестского облисполкома и Минского горисполкома, образовавшиеся на 1 января 2022 г. и перечисленные в республиканский централизованный инновационный фонд в виде межбюджетных трансфертов согласно подпункту 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2021 г. № 514 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2021 год», подлежат отражению в рамках исполнения республиканского и местных бюджетов в 2022 году;

2.8. допускается исполнение консолидированного бюджета Брестской области и бюджета г. Минска с превышением максимального размера дефицита (уменьшением минимального размера профицита), установленного Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 142-З «О республиканском бюджете на 2022 год», на сумму остатков средств местных инновационных фондов, перечисленных в 2022 году в республиканский централизованный инновационный фонд;

2.9. для финансирования текущего ремонта, строительства и реконструкции, а также капитального ремонта автомобильных дорог могут привлекаться кредитные ресурсы банков с последующим погашением их за счет средств республиканского дорожного фонда и (или) средств областных бюджетов (бюджета г. Минска) в объемах и на условиях, определенных в решениях Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленных в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь;

2.10. Совет Министров Республики Беларусь (его Президиум) при принятии решений, оформленных в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь, вправе:

изменять сроки уплаты части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет**, для отдельных хозяйственных обществ, общими собраниями участников которых принято решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2021 год;

______________________________

** В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

определять направления использования средств республиканского централизованного инновационного фонда и местных инновационных фондов, отличные от предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;

заключать с Правительством и (или) банками Российской Федерации, Евразийским фондом стабилизации и развития соглашения о привлечении внешних государственных займов (государственных экспортных кредитов), а также соглашения и иные документы, предусматривающие изменение условий ранее заключенных с ними соглашений в части сумм, сроков, ставок и валюты исполнения обязательств, обслуживание и погашение которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета. Выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее указанных соглашений и иных документов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь путем утверждения (принятия) в форме постановления;

определять особенности уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов между организациями Республики Беларусь с последующей реализацией указанных нефти и нефтепродуктов за пределы Республики Беларусь;

устанавливать нормативы отчислений в республиканский бюджет от доходов целевых бюджетных фондов;

вводить сбор за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа (ссуды), иных аналогичных договоров, а также договоров аренды (финансовой аренды (лизинга), инициированное лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия* в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

______________________________

* Под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

вводить и устанавливать размеры законной неустойки за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, безвозмездного пользования (ссуды), договоров аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), инициированное лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

изменять ставки:

налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), по доходам, указанным в подпунктах 1.2–1.4, 1.11 пункта 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, при возникновении обязательств по уплате налога на доход в отношении иностранных организаций, местом нахождения которых является государство, включенное в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

консульского сбора в отношении объектов, установленных в абзацах восьмом и девятом статьи 276 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также государственной пошлины в отношении объектов, установленных в подпунктах 1.8, 1.53 пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Республики Беларусь;

изменять размер отчислений, производимых резидентами Парка высоких технологий в соответствии с абзацем третьим пункта 17 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12;

изменять или дополнять совместно с Национальным банком установленные Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» для ОАО «Банк развития Республики Беларусь» перечни задач, операций, а также целей и объектов использования временно свободных денежных средств;

утверждать совместно с Национальным банком порядок размещения временно свободных денежных средств ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и их предельный размер без согласования с Президентом Республики Беларусь;

определять совместно с Национальным банком порядок предоставления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» денежных средств в целях обеспечения его стабильного функционирования в условиях финансовой неустойчивости без согласования с Президентом Республики Беларусь;

принимать решения:

о финансировании расходов республиканского бюджета сверх объемов, установленных Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год», в сумме до 300 млн. рублей;

об изменении, в том числе в индивидуальном порядке, установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в виде отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей, пеней и (или) рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), иных платежей, пеней, налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм данных платежей в период действия налогового кредита;

абзац двадцатый подпункта 2.10 пункта 2 – для служебного пользования;

об установлении платы за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, в размере, отличном от установленного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов без учета требований, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в части объемов гарантий местных исполнительных и распорядительных органов в целом по области, в пределах которых эти гарантии предоставляются;

об уточнении объемов государственных капитальных вложений, а также перечней строек и объектов, в том числе в части включения в них новых объектов, в пределах общего объема финансирования, установленного Государственной инвестиционной программой на очередной год;

о переносе приходящихся на текущий финансовый год сроков исполнения обязательств по бюджетным ссудам (займам), по активам, приобретенным Министерством финансов или местными исполнительными и распорядительными органами по договорам уступки права (требования), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, установленных в решениях Президента Республики Беларусь, на срок до 5 лет;

об установлении размера базовой арендной величины без учета требований части второй подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом»;

о сохранении государственной поддержки, оказанной по решениям Президента Республики Беларусь, при невыполнении условий ее предоставления;

о продлении до 3 лет сроков и условий реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;

о размещении временно свободных денежных средств республиканского и местных бюджетов в банковские вклады (депозиты) без проведения депозитных аукционов, а также на срок свыше финансового года;

об использовании международной технической помощи без согласования с Президентом Республики Беларусь;

об изменении условий, включая определение лизингополучателей из числа бюджетных организаций, приобретения современной техники и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга), определенных Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования»;

об изменении условий финансирования, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534;

вносить изменения:

в расходы республиканского бюджета по функциональной классификации в пределах утвержденного годового размера;

в нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь, установленные в соответствии со статьями 28, 30–37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

устанавливать особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере соблюдения законодательства о ценах и ценообразовании;

изменять размеры страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при заключении договоров пограничного страхования и договоров внутреннего страхования в отношении транспортных средств, зарегистрированных в государствах, с уполномоченными организациями которых Белорусским бюро по транспортному страхованию не заключены соглашения о сотрудничестве;

принимать решения о финансировании за счет части средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития (далее – ФНР) инвестиционных проектов, получивших положительные заключения государственной комплексной экспертизы и (или) кредитующего банка, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также по согласованию с Президентом Республики Беларусь – иных социально значимых целей.

Часть средств ФНР, право на использование которой предоставлено Совету Министров Республики Беларусь в соответствии с абзацем тридцать седьмым части первой настоящего подпункта на финансирование инвестиционных проектов, определяется как разница между средствами, поступившими в ФНР в текущем финансовом году, и объемом расходов, подлежащих финансированию в текущем финансовом году за счет средств ФНР в соответствии с законом о республиканском бюджете и решениями Президента Республики Беларусь. При этом указанные средства выделяются организациям, являющимся плательщиками в ФНР, в пределах сумм, уплаченных ими в ФНР в текущем финансовом году;

2.11. в случае, если в отношении Республики Беларусь приняты недружественные меры со стороны иностранных кредиторов, связанные с введением ограничительных мер, в том числе по проектам, реализуемым на территории Республики Беларусь с привлечением средств внешних государственных займов, сопровождающиеся приостановкой финансирования и реализации проекта и (или) отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте, Министерство финансов, банки-агенты и иные юридические лица вправе по решению Совета Министров Республики Беларусь (его Президиума), оформленному в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь, осуществлять исполнение обязательств по таким займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, в белорусских рублях.

Обязательства, указанные в части первой настоящего подпункта, исполненные в белорусских рублях, признаются исполненными надлежащим образом;

2.12. Министерство финансов вправе предоставлять резидентам Республики Беларусь дополнительно к отсрочке рассрочку до 2 лет оплаты за ценности, отпущенные в 2020–2022 годах из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь для производственных нужд;

2.13. на основании разрешений, выдаваемых в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (далее – разрешения), осуществляются:

отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц Республики Беларусь (далее – участники), являющимися лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (далее в настоящем подпункте – иностранное государство), долей в уставных фондах (акций);

отчуждение собственниками имущества юридических лиц Республики Беларусь (далее – собственники имущества), являющимися лицами из иностранных государств, недвижимого имущества*;

отчуждение юридическими лицами Республики Беларусь, в уставных фондах которых доля собственности лиц из иностранных государств составляет 25 и более процентов, недвижимого имущества;

реорганизация юридических лиц Республики Беларусь, собственники имущества, участники которых являются лицами из иностранных государств, а также выход из такого юридического лица участника, являющегося лицом из иностранного государства.

Решение о выдаче разрешения оформляется в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Наличие разрешений является условием для осуществления переводов акций, а также государственной регистрации:

перехода права собственности на недвижимое имущество, прав на него и сделок с ним;

юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица Республики Беларусь, собственник имущества, участники которого являются лицами из иностранных государств;

изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица Республики Беларусь, собственник имущества, участники которого являются лицами из иностранных государств, в связи:

с его реорганизацией;

со сменой собственника его имущества;

с отчуждением долей в уставном фонде участников, являющихся лицами из иностранных государств;

с выходом такого участника из юридического лица.

Перевод акций, государственная регистрация, указанная в абзацах втором, шестом и седьмом части третьей настоящего подпункта, осуществляются при условии уплаты взноса в размере не менее 25 процентов от рыночной стоимости отчуждаемых долей в уставных фондах (акций) юридического лица, недвижимого имущества, указанной в документах оценки (далее – взнос), в областной бюджет (бюджет г. Минска) по месту регистрации юридического лица.

Перевод акций, государственная регистрация, указанная в абзацах третьем–восьмом части третьей настоящего подпункта, государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество осуществляются при наличии у соответствующего государственного органа (организации):

копии разрешения;

копии заключения государственной организации, осуществляющей оценочную деятельность, о рыночной стоимости долей в уставных фондах (акций), недвижимого имущества, отчуждаемых лицами из иностранных государств, юридическими лицами, указанными в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта (далее – документы оценки), – в случае отчуждения долей в уставных фондах (акций), недвижимого имущества;

дополнительного экземпляра платежной инструкции, экземпляра платежной инструкции, составленных на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении, иного документа, подтверждающего уплату взноса в областной бюджет (бюджет г. Минска), – в случае отчуждения долей в уставных фондах (акций), недвижимого имущества.

В случае несовершения (неисполнения) сделки, предусмотренной:

в абзаце втором или третьем части первой настоящего подпункта, возврат взноса не производится;

в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта, возврат взноса производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Независимая оценка рыночной стоимости долей в уставных фондах (акций), недвижимого имущества юридических лиц Республики Беларусь, собственники имущества, участники которых являются лицами из иностранных государств, производится государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность.

Сделки, указанные в абзацах втором–четвертом части первой настоящего подпункта, совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Указом, являются ничтожными.

Государственная регистрация, указанная в абзацах третьем–восьмом части третьей настоящего подпункта, без получения разрешений признается недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела.

Органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в суд, рассматривающий экономические дела, с исками:

об установлении факта ничтожности таких сделок и применении последствий их недействительности в течение 10 лет со дня, когда началось исполнение сделки;

о признании недействительными данных государственных регистраций в течение трех лет с даты государственной регистрации, указанной в абзацах третьем–восьмом части третьей настоящего подпункта.

Признание недействительными таких государственных регистраций влечет правовые последствия, установленные законодательством о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Выдача разрешений осуществляется без учета требований законодательства об административных процедурах.

Не требуются получение разрешения и уплата взноса при отчуждении имущества, названного в абзацах втором–четвертом части первой настоящего подпункта (далее, если не определено иное, – имущество), в случаях:

отчуждения банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» имущества, полученного ими от должников, третьим лицам вне зависимости от вида и способа его приобретения;

отчуждения юридическими лицами недвижимого имущества:

выступающего предметом лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), завершенному выкупом предмета лизинга, при переходе права собственности на такое недвижимое имущество от лизингодателя к лизингополучателю;

выступающего предметом лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), третьему лицу в течение срока лизинга;

ранее приобретенного ими для целей передачи по договорам финансовой аренды (лизинга) и возвращенного им лизингополучателями по прекратившим свое действие договорам финансовой аренды (лизинга), не завершенным выкупом предметов лизинга;

принятого в обеспечение исполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга), при обращении взыскания на такое недвижимое имущество и его реализации в случае неисполнения лизингополучателем своих обязательств;

отчуждения физическим лицам застройщиками, заказчиками в соответствии с законодательством об архитектурной и градостроительной деятельности недвижимого имущества, в отношении которого они являются такими застройщиками, заказчиками;

государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав, ограничения (обременений) прав, основанных на сделках, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, зарегистрированных до 22 октября 2023 г.;

отчуждения должником недвижимого имущества на основании постановления судебного исполнителя о самостоятельной реализации должником арестованного имущества;

отчуждения должником имущества в процедурах, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве;

безвозмездной передачи имущества в государственную собственность, а также в собственность хозяйственных обществ с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов;

отчуждения страховыми организациями недвижимого имущества, полученного вследствие перехода права требования в порядке суброгации или выступающего в качестве объекта инвестиций средств страховых резервов;

иных по решению Президента Республики Беларусь.

______________________________

* Под недвижимым имуществом понимаются земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, предприятия как имущественные комплексы, принадлежащие юридическим лицам Республики Беларусь, собственниками имущества, участниками которых являются лица из иностранных государств, на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, ином законном основании.

21. Ввести сбор за реализацию услуг по въезду и размещению в течение первых суток в специально установленном месте для совершения грузовых операций и (или) перецепки одного грузового автомобиля или тягача, зарегистрированных в государствах – членах Европейского союза (далее – сбор).

Плательщиками сбора являются юридические лица, реализующие услуги по въезду и размещению в течение первых суток в специально установленном месте для совершения грузовых операций и (или) перецепки одного грузового автомобиля или тягача, зарегистрированных в государствах – членах Европейского союза (далее в настоящем пункте и пункте 23 настоящего Указа, если не определено иное, – услуга).

Объектом обложения сбором признается услуга, реализованная плательщиком сбора.

База для исчисления сбора определяется как количество услуг, реализованное в отчетном периоде.

Ставка сбора за одну услугу устанавливается в размере 0,8 базовой величины.

Отчетным периодом сбора признается календарный месяц.

Сумма сбора исчисляется в белорусских рублях как произведение базы для исчисления сбора и ставки сбора, действовавшей на последний день отчетного периода.

Уплата сбора производится в республиканский бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Контроль за уплатой сбора осуществляется таможенными органами.

Расчет сбора представляется в таможенный орган, уполномоченный на его регистрацию, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Государственным таможенным комитетом определяются форма и порядок заполнения расчета сбора, а также таможенные органы, уполномоченные регистрировать расчет сбора.

Уплата (взыскание) и возврат (зачет) излишне уплаченной (взысканной) суммы сбора, начисление, уплата (взыскание) и возврат (зачет) пеней осуществляются в порядке, предусмотренном для таможенных сборов, с учетом особенностей, установленных в настоящем пункте.

Сумма сбора включается плательщиками сбора в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

22. Предоставить Государственному таможенному комитету право разъяснять вопросы применения пункта 21 настоящего Указа.

23. Уполномочить Совет Министров Республики Беларусь на установление тарифа на услугу.

24. Предоставить Совету Министров Республики Беларусь либо уполномоченному им республиканскому органу государственного управления право разъяснять вопросы применения подпункта 2.13 пункта 2 настоящего Указа.

3. Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

3.1. в Указе Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534:

в части первой подпункта 4.1, подпункте 4.2 пункта 4, абзаце первом части первой пункта 9 слова «в 2021–2022 годах» исключить;

абзац третий подпункта 6.1 пункта 6 исключить;

3.2. в абзаце седьмом части первой подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 слова «в 2021–2022 годах» исключить;

3.3. утратил силу.

4. Для служебного пользования.

5. Для служебного пользования.

6. Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком определяется порядок совершения операций и расчетов:

с продукцией в виде мерных слитков из драгоценных металлов, изготовленных в соответствии с техническими условиями и (или) государственными стандартами Республики Беларусь;

с драгоценными камнями (бриллиантами), не закрепленными в ювелирных и других бытовых изделиях, в ограненном виде в специальной упаковке, целостность которой не нарушена, при наличии сертификата (аттестата) или другого документа, выданного отечественным производителем бриллиантов по форме, им установленной, удостоверяющего качественные и весовые характеристики на каждый камень (допускается наличие в специальной индивидуальной упаковке нескольких драгоценных камней одинаковых качественных, цветовых и весовых характеристик).

7. Для служебного пользования.

8. Для служебного пользования.

9. Для служебного пользования.

10. Рекомендовать ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь не применять штрафные санкции по договорам, предусматривающим финансирование организаций в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534, в случае отсутствия подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) на экспорт при одновременном соблюдении следующих условий:

финансирование осуществлялось под экспортные контракты, заключенные с юридическими лицами, являющимися резидентами стран, в которых после его предоставления возникли обстоятельства непреодолимой силы, в том числе введено военное положение, приняты ограничения на осуществление торговли с Республикой Беларусь и другое;

уплата кредитополучателем процентов по экспортному кредиту (вознаграждения по договору факторинга) осуществлялась в размере сложившейся по ОАО «Банк развития Республики Беларусь», банкам Республики Беларусь за отчетный период средней процентной ставки по кредитам, предоставленным юридическим лицам соответственно в иностранной валюте или белорусских рублях.

11. Для служебного пользования.

12. Министерству финансов:

12.1. передать в 2022 году за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда 54 млн. рублей в виде межбюджетного трансферта в бюджет г. Минска на финансирование строительства Минского метрополитена;

12.2. в процессе исполнения республиканского бюджета вносить изменения в доходы, расходы, дефицит (профицит) и источники финансирования дефицита (направления использования профицита) республиканского бюджета в соответствии с настоящим Указом.

13. Для служебного пользования.

14. Совету Министров Республики Беларусь:

14.1. для служебного пользования;

14.2. определить перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц;

14.3. принять меры по:

консолидации в республиканском бюджете средств, в том числе части доходов местных бюджетов и целевых бюджетных фондов;

оптимизации и сокращению расходов республиканского бюджета прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения (приобретение основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт);

14.4. учесть положения настоящего Указа при подготовке проекта нормативного правового акта об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2022 год.

15. Облисполкомам и Минскому горисполкому принять меры по оптимизации и сокращению расходов консолидированных бюджетов областей, бюджета г. Минска прежде всего за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения (приобретение основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт).

16. Наделить Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк правом определять порядок проведения юридическими лицами – резидентами операций, связанных с экспортом, импортом, отличный от установленного в статье 19 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в исключительных случаях порядок проведения иных валютных операций.

17. По решению Премьер-министра Республики Беларусь, Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь подготовка проектов важнейших правовых актов в сфере экономики, принятие (издание) которых не терпит отлагательств, и их направление Президенту Республики Беларусь могут осуществляться без учета требований к подготовке проектов правовых актов, предусмотренных законодательными актами.

18. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания и действует до особого решения Президента Республики Беларусь.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко