ОПРЕДЕЛЕНА НОВАЯ ФОРМА УВЕДОМЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОГРАНИЧЕН ДОСТУП К ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ (КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 11 ЯНВАРЯ 2023 г. № 21)

ДРОЗД Л.В.,

специалист таможенного дела

 

 

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 16 января 2023 г.

 

14 января 2023 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 21 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406» (далее – постановление № 21).

Постановление № 21 корректирует отдельные нормы:

связанные с определением формы уведомления плательщика о наличии у него задолженности по таможенным платежам и иным платежам, взимание которых возложено на таможенные органы;

касающиеся защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Информирование плательщика о наличии у него задолженности по таможенным платежам.

Таможенные органы информируют плательщика о наличии у него задолженности по таможенным платежам путем направления ему уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее – уведомление).

Согласно пункту 2 статьи 61 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З) уведомление направляется плательщику до принятия мер по взысканию таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Цель уведомления – извещение плательщика о наличии у него не уплаченных в срок, установленный Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС; ЕАЭС), суммах:

• таможенных платежей;

Справочно. Согласно пункту 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся ввозная (вывозная) таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на территорию ЕАЭС, таможенные сборы;

• специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных пошлин, применяемых в целях защиты внутреннего рынка;

• таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа;

• пеней, процентов;

• иных платежей, взимаемых таможенными органами, например, о суммах утилизационного сбора.

Частью четвертой пункта 2 статьи 61 Закона № 129-З установлено, что в уведомлении содержится требование таможенного органа об уплате таможенных платежей, пеней, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также требование о совершении действий, предусмотренных ТК ЕАЭС и Законом № 129-З.

Согласно части девятой пункта 2 статьи 61 Закона № 129-З содержащиеся в уведомлении требования об уплате сумм, указанных в таком уведомлении, подлежат исполнению плательщиком в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

При этом частью второй пункта 4 статьи 61 Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, когда уведомление считается полученным, а именно:

1. по истечении 15 календарных дней со дня направления уведомления лицу Республики Беларусь;

2. по истечении 30 календарных дней со дня направления уведомления иным лицам.

Справочно. Под лицом Республики Беларусь понимается юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Понятие лица Республики Беларусь дано в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 354 Закона.

Уведомление направляется плательщику не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его регистрации в таможенном органе, заказным письмом с уведомлением о получении либо вручается под роспись плательщику либо уполномоченному представителю плательщика.

Если плательщик является лицом Республики Беларусь, то он должен исполнить требование об уплате сумм, указанных в таком уведомлении, до истечения 25 календарных дней со дня направления уведомления (по истечении 15 календарных дней со дня направления уведомления оно считается полученным + 10 рабочих дней со дня получения).

Если плательщик не является лицом Республики Беларусь, то он должен исполнить требование об уплате сумм, указанных в таком уведомлении, до истечения 40 календарных дней со дня направления уведомления (по истечении 30 календарных дней со дня направления уведомления оно считается полученным + 10 рабочих дней со дня получения).

По истечении указанных сроков таможенные органы, руководствуясь пунктом 4 статьи 61 Закона № 129-З, примут меры по взысканию указанных в уведомлении сумм.

Форма уведомления, направляемого плательщику, в соответствии с частью пятой пункта 2 статьи 61 Закона № 129-З устанавливается Правительством Республики Беларусь.

В настоящее время форма уведомления определена приложением 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (далее – постановление № 406).

Постановлением № 21 форма уведомления, определенная приложением 3 к постановлению № 406, излагается в новой редакции с учетом следующего.

Статьей 260 Закона № 129-З определено, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат регулирующим таможенные правоотношения международным договорам Республики Беларусь, иным международным договорам и актам, составляющим право ЕАЭС, законодательству и нарушают его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.

Для отражения права лица на обжалование требований таможенного органа, касающихся уплаты таможенных платежей и совершения действий, предусмотренных ТК ЕАЭС и Законом № 129-З, уведомление дополнено указанием на возможность его обжалования в порядке, установленном статьями 260–271 Закона № 129-З.

Кроме того, в приложении к уведомлению указаны документы, на основании которых произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей, пеней, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Такое приложение дополнено ссылкой на документ, указанный в абзаце первом пункта 26 статьи 266 ТК ЕАЭС.

Следует отметить, что в документе, указанном в абзаце первом пункта 26 статьи 266 ТК ЕАЭС, производится расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, в отношении товаров для личного пользования.

Форма расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определена приложением 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2014 г. № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Защита информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 254 Закона № 129-З Правительством Республики Беларусь устанавливаются требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов, и в иных местах, на территории которых могут совершаться таможенные операции и проводиться таможенный контроль.

Постановлением № 406 утверждено Положение об обустройстве и техническом оснащении элементов таможенной инфраструктуры, расположенных в местах размещения таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов, и в иных местах, на территории которых могут совершаться таможенные операции и проводиться таможенный контроль (далее – Положение).

Положением определяются требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры пунктов таможенного оформления (далее – ПТО), за исключением республиканских ПТО, размещаемых в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

Согласно подпункту 8.3 пункта 8 Положения, в редакции постановления № 21, ПТО должен быть оборудован системой видеонаблюдения, обеспечивающей в том числе разграничение прав доступа пользователей для просмотра информации, поступающей с установленных на ПТО видеокамер, и записанной с этих камер информации, хранящейся в системе видеонаблюдения.

При этом подпункт 8.3 пункта 8 Положения дополнен нормативным предписанием, согласно которому предоставление доступа к информации, поступающей с видеокамер, установленных на рабочих местах должностных лиц таможенных органов, а также к записанной с этих камер информации, хранящейся в системе видеонаблюдения, только должностным лицам таможенных органов.

Указанные нормы ограничивают доступ сторонних лиц к информации, записанной с видеокамер должностных лиц, и позволяют исключить несанкционированный доступ к такой видеоинформации.