ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 декабря 2017 г. № 63
Об утверждении Инструкции о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 1 августа 2018 г. № 61 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33423 от 30.08.2018 г.) <W21833423>;
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26 июня 2024 г. № 56 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/41871 от 11.07.2024 г.) <W22441871>
На основании абзаца пятьдесят пятого статьи 14 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», подпункта 6.49 пункта 6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. № 702, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Инструкцию о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр | В.В.Колтович |
| УТВЕРЖДЕНО Постановление 27.12.2017 № 63 |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках.
2. В настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
3. Условия, при которых положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов (далее – хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты) на товарном рынке признается доминирующим, определены статьей 6 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Признаки, при которых положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается монопсоническим, определены статьей 11 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
4. Установление доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарных рынках осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (далее – антимонопольный орган) при:
проведении анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке;
рассмотрении обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам;
осуществлении функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, должностными лицами хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственными органами, их должностными лицами, юридическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, их должностными лицами, физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам.
5. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) антимонопольным органом устанавливаются следующие количественные и качественные параметры:
товарные границы товарного рынка;
состав потребителей и продавцов товарного рынка;
географические границы товарного рынка;
емкость товарного рынка;
доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке.
6. Установление товарных границ товарного рынка представляет собой процедуру определения товара (состава его потребительских свойств и показателей), взаимозаменяемых товаров и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Определение взаимозаменяемых (аналогичных) товаров, включаемых в товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости.
При определении взаимозаменяемых (аналогичных) товаров по критерию потребления (спроса) учитываются:
функциональное назначение – сопоставление цели потребления товара и его предполагаемых заменителей;
состав потребительских свойств и показателей товара, его заменителей – сопоставление физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.
При определении взаимозаменяемых (аналогичных) товаров по критерию их производства учитываются:
наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу;
технические возможности для переключения производственных мощностей с производства товаров для другого товарного рынка на выпуск товаров, относящихся к рассматриваемой товарной группе.
7. Состав потребителей и продавцов товарного рынка определяется в рамках установленных товарных границ товарного рынка. При этом учитываются все фактически действующие, а также потенциально возможные продавцы и потребители товара.
8. Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.
При определении географических границ товарного рынка учитываются:
возможность перемещения потребителя между территориями, предположительно входящими в единый товарный рынок (доступность транспортного сообщения для перемещения потребителя к продавцу, незначительность (до 5 процентов от цены товара) транспортных расходов на перемещение потребителя к продавцу);
возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый товарный рынок (незначительность (до 5 процентов от цены товара) дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к потребителю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений для доступа на товарный рынок);
сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри географических границ этого товарного рынка.
9. Емкость товарного рынка (объем товарного рынка) и доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитываются в зависимости от наличия информации на основании одного или нескольких из следующих показателей:
объем реализации;
объем потребления;
объем поставок (отгрузок);
объем выручки (доходов);
объем перевозок;
объем производства;
объем производственных мощностей;
объем запасов ресурсов;
объем приобретения товара;
объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Основным показателем для расчета емкости товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке является объем реализации на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в случаях, когда объем реализации невозможно установить либо когда это позволит более точно охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Показатели, определенные в абзацах втором–одиннадцатом части первой настоящего пункта, используются в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и потребителям.
В зависимости от наличия информации емкость товарного рынка определяется в том числе как:
сумма объемов реализации товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;
сумма объемов производства товара в географических границах товарного рынка (за вычетом объема потребления товара в процессе производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) товара с соответствующей территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на соответствующую территорию;
сумма объемов приобретения товара действующими на товарном рынке потребителями.
10. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на товарном рынке учитываются следующие факторы:
доступ к сырью и рынкам сбыта готовой продукции;
условия доступа к технологии производства товара;
формы использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков);
возможность монопольного ценообразования;
наличие соглашений между конкурентами по поставкам товаров;
позиция за пределами географических границ товарного рынка, в том числе на мировом рынке.
11. Доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товаров, поставленных (приобретенных) данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок за определенный период, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка за тот же период.
Для хозяйствующего субъекта розничной торговли доля на товарном рынке рассчитывается как отношение объема розничного товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему розничного товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка.
Для хозяйствующего субъекта общественного питания доля на товарном рынке рассчитывается как отношение валового товарооборота (розничный товарооборот и оптовый товарооборот по отпуску продукции собственного производства иным хозяйствующим субъектам) данного хозяйствующего субъекта к общему валовому товарообороту в пределах установленных географических границ товарного рынка.
Для хозяйствующего субъекта оптовой торговли доля на товарном рынке рассчитывается как отношение объема оптового товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему оптового товарооборота в пределах установленных географических границ товарного рынка.
Для хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке страховых услуг, доля на товарном рынке рассчитывается как отношение суммы страховых взносов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме страховых взносов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих страховые услуги в пределах установленных географических границ товарного рынка.
12. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на товарном рынке используются:
информация, полученная в установленном законодательством порядке от хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам;
информация, полученная путем использования методов экспертных оценок;
данные о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей, продавцов и потребителей продукции.
13. При установлении доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в зависимости от наличия информации также учитываются следующие условия:
отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на соответствующем товарном рынке;
способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора поставки;
способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);
способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров поставки товаров.